Сочинский правозащитник потребовал обосновать признание его организации иноагентом
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Минюст требует оштрафовать краснодарскую общественную организацию "Южный правозащитный центр" за то, что она не зарегистрировалась в реестре иностранных агентов. Ведомство называет правозащитную деятельность организации политической, а также не предоставляет доказательств иностранного финансирования, заявил председатель центра Семен Симонов.
Как писал "Кавказский узел", в декабре 2016 года Минюст России объявил, что "Южный правозащитный центр" по итогам проверки включен в реестр иностранных агентов. "Южный правозащитный центр" был создан в 2012 году и занимается проведением общественного мониторинга, а также распространением достоверной информации о нарушениях прав человека. В частности, организация сообщала о массовой голодовке мигрантов в Сочи, но прокуратура эти сведения опровергла.
Минюст не предоставил доказательств получения центром зарубежных дотаций
14 февраля в Хостинском районном суде продолжатся слушания по иску Минюста к "Южному правозащитному центру". Первое судебное заседание состоялось 6 февраля, но суд перенес его, запросив у представителей Минюста документы, подтверждающие их позицию.
По версии заявителей, Симонов в 2015–2016 годах получал на расчетный счет "Южного правозащитного центра" деньги из-за рубежа для ведения в России политической деятельности. Суду был представлен протокол Минюста и заявление с требованием применить к НКО санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП.
"Осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей", - говорится в ч. 1 ст. 19.34 КоАП.
В протоколе Минюста утверждается, например, что правозащитный центр получил 10 тысяч рублей от Института культуры имени Гёте, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат организации "Агора" Александр Попков, участвующий в деле.
"Якобы поступали переводы из Германии, Великобритании, других стран, но доказательств этому никаких представлено не было. Все было сказано только на словах. Голословные обвинения заявитель счел доказательством", – подчеркнул он.
Политической деятельностью, согласно протоколу, Минюст считает то, что Симонов по договору с краевым МВД проводил инспекцию отделений полиции Сочи, написал несколько докладов о положении лиц без гражданства в городе и провел семинар в День прав человека с другими организациями.
"Так как все, что было перечислено в протоколе, является не политической, а правозащитной деятельностью, а документы о получении денежных средств из-за рубежа представлены не были, то мы просили суд 6 февраля вынести решение и отказать заявителям в их требованиях оштрафовать организацию за несуществующие деяния. Судья, понимая, что он вынужден отказать Минюсту в вынесении решения против ОНК, по своей инициативе обязал Минюст предоставить документы, подтверждающие обоснованность протокола", – сообщил Попков.
Попков также сообщил, что в качестве основания решения Минюста в деле фигурирует протокол внеплановой проверки от 11 января 2017 года. В документе сказано, что "организация не подала заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". При этом о признании правозащитного центра Минюст сообщил лишь за полмесяца до этого – 27 декабря 2016 года.
Председателем краснодарской региональной благотворительной общественной организации "Южный правозащитный центр" является сочинский правозащитник Семен Симонов, номинировавшийся на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2013". В правление организации входят председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, член СПЧ при президенте России Андрей Юров и зампред Координационного экологического совета при главе Сочи Юлия Набережная, сообщается на сайте организации.
Симонов: Минюст называет политической деятельностью работу по защите прав граждан
Семен Симонов категорически отрицает, что "Южный правозащитный центр" был вовлечен в политическую деятельность.
"Наша организация является правозащитной, политикой не занимается. Денежные средства поступали от физических лиц, граждан России. От иностранных источников поступлений не было. Организация имеет свой счет, мы платим налоги, пишем отчеты. Наша деятельность открыта и прозрачна. Когда к нам в офис пришли с внеплановой проверкой, то я предъявил все необходимые документы. Откуда Минюст взял, что организация получает средства из-за рубежа, мне тоже интересно знать", – подчеркнул он.
Симонов подтвердил, что в 2016 году провел совместно с сочинскими правоохранительными органами рейды по отделам полиции.
"Были сделаны конструктивные замечания, за которые сами сотрудники полиции нам высказывали благодарности, так как рейды были направлены на улучшение качества работы сочинской полиции, поднятие ее престижа", – рассказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".
Кроме того, оказывая консультативную помощь трудовым мигрантам, центр одновременно помогал правоохранительным органам выявлять недобросовестных руководителей строительных фирм, которые не платили рабочим деньги, продолжил Симонов.
"Мы помогали людям, которые оказывались в центрах для мигрантов, не только консультативной помощью, но и практической: собирали теплую одежду, книги и другие необходимые вещи. Мы ставили в известность должностных лиц УФМС о том, что люди годами находятся в этих центрах для мигрантов, освободившись после заключения или не имея статуса граждан РФ. Ведь для России важно, чтобы эта категория людей не сидела в закрытых центрах, не озлоблялась на такое отношение к ним, а наоборот, быстро адаптировалась в обществе. Мы просили решать проблемы людей, оказавшихся в закрытых миграционных центрах", – рассказал он.
Таким образом, Минюст назвал политической деятельностью работу по защите нарушенных прав людей, указал председатель центра.
Перед организацией теперь стоит задача доказать, что никакой политической деятельности она не ведет, а Минюст должен доказать обратное, пояснил адвокат Александр Попков.
"Такие претензии, полагаю, имеют цель: прекратить правозащитную деятельность. Но это неправильно. В Краснодарском крае практически нет правозащитных центров, куда могут обратиться люди, отчаявшиеся безрезультатно обращаться в правоохранительные органы. К сожалению, чиновники, которые подают в суды и нацелены на закрытие таких организаций, даже не понимают, что убирают смягчающий фактор между ними и возмущенными правоохранительными органами гражданами", – отметил он.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей Минюста относительно претензий Попкова и Симонова.
Напомним, закон "Об иностранных агентах" был принят в июле 2012 года. Он обязывает НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся при этом политической деятельностью, принять статус иностранного агента. В противном случае организации вынуждены выплачивать крупные штрафы, что зачастую вынуждает организации ликвидироваться. Инициатива вызвала резкую критику со стороны представителей правозащитных организаций.