Армянские политологи скептически оценили перспективы блока Оганяна
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Политическое прошлое Сейрана Оганяна, занимавшего пост министра обороны Армении, может стать помехой для возглавляемого им блока на предстоящих парламентских выборах, считают опрошенные "Кавказским узлом" армянские политологи.
Как писал "Кавказский узел", партии "Единение", "Третья Республика", Демократическая партия Армении, а также “Национальное самоопределение”, объявили об участии в предстоящих 2 апреля парламентских выборах в одном блоке.
Президент Армении Серж Саргсян 29 декабря 2016 года подписал указ о проведении 2 апреля 2017 года выборов в Национальное собрание страны. К этим выборам уже начали готовиться армянские партии. В частности, 12 декабря 2016 года оппозиционные партии "Республика", "Просвещенная Армения" и "Гражданский договор" подписали меморандум о создании на выборах блока.
Новый предвыборный блок возглавил бывший министр обороны Армении Сейран Оганян. Об этом на пресс-конференции 31 января заявил глава Демократической партии Армении Арам Саргсян, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.
“Моя цель – не участие в театральных шоу на политической арене, а консолидация патриотических сил и поиск путей безопасности народа”, - отметил Сейран Оганян в видеообращении, размещенном на его странице в Facebook.
“Участники блока пытаются “компенсировать” свое прошлое”
Политическое будущее предвыборного блока, который возглавил Сейран Оганян, зависит от финансовых ресурсов каждой из партий, а также от наличия региональных отделений в регионах, заявил в беседе с корреспондентом “Кавказского узла” замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян.
Политолог рассказал, что “ряд представителей блока в свое время были представлены во властных структурах”. По его мнению, это будет “являться помехой для блока на предстоящих парламентских выборах”.
В частности, лидер партии «Третья республика» Виктор Даллакян до 11 октября 2016 года работал помощником главы президентского аппарата, лидер партии «Единение» Вардан Осканян с 1998 по 2008 года занимал пост главы МИД Армении, а Сейран Оганян с 2008 по 2016 года возглавлял оборонное ведомство страны, напомнил Сергей Минасян.
“Они будут пытаться, что называется, “компенсировать” свое прошлое резкими заявлениями и критикой в адрес властей, за которыми, не исключено, последует ответное давление со стороны республиканцев”,- подчеркнул Минасян.
При этом политолог считает преждевременным на данном этапе оценивать электоральный потенциал блока. По его словам, говорить о доверии избирателей, не имея результатов соцопросов, некорректно.
“Пока еще неизвестно, каким будет этот блок, с какой программой он намерен выступить на выборах, степень его радикальности”, - пояснил Сергей Минасян.
“Доверие избирателей к таким блокам является низким”
В то же время Минасян отметил, что на территории постсоветского пространства, в частности, в Грузии и на Украине, “были прецеденты перехода представителей власти в оппозиционный лагерь”.
“Все те, кто пришел к власти или занял места в парламенте и на политической арене, в подавляющем большинстве, ранее представляли власть. К ним можно отнести Юлию Тимошенко, Петра Порошенко, Виктора Януковича, Михаила Саакашвили и Нино Бурджанадзе. У таких людей более реальные шансы занять место оппозиции, чем у системной оппозиции”, - полагает политолог.
Политическое прошлое представителей блока не позволит им занять оппозиционную нишу, заявил корреспонденту “Кавказского узла” эксперт Центра политических и международных исследований, политолог Рубен Меграбян.
Политолог считает, что “общественность не воспримет блок, возглавляемый бывшим министром обороны, в качестве оппозиционной силы”. Каких-либо ожиданий от новой политической силы, на его взгляд, не может быть, так как “первые лица блока в глазах избирателя позиционируются с властью”.
“Доверие электората к подобным блокам и выходцам из системы – низкое. Блок Сейрана Оганяна правильней было бы охарактеризовать спойлером политического процесса, цель которого увести голоса у реальной оппозиции”, - уверен политолог.
Согласно поправкам в Конституцию, Армения переходит на парламентскую модель управления. Впервые законом не оговорено четко число депутатов. В соответствии со статьей 76 нового Избирательного кодекса, парламент будет состоять не менее чем из 101 депутата с обязательным гарантированием стабильного большинства, которым считается политическая сила, набравшая 54% и более голосов. В противном случае, согласно пункту 1 статьи 98 Избирательного кодекса, на 28 день состоится второй тур голосования, принять участие в котором смогут преодолевшие первый тур политические силы, объединенные в блоки.
“В блок вошли партии с противоположными взглядами”
В свою очередь политтехнолог Армен Бадалян не исключил, что “политическая сила, возглавляемая Сейраном Оганяном, пройдет в парламент” (в парламент страны проходят партии, набравшие более 5% голосов, и политические блоки, сумевшие перейти барьер в 7%, - прим. “Кавказского узла”). Однако, на его взгляд, блок получил не более двух-трех мандатов, а сам “бывший министр обороны возглавит малочисленную парламентскую фракцию”.
Бадалян считает, что предвыборный блок Сейрана Оганяна “может стать классическим примером того, как нельзя формировать коалицию”. По его словам, в блок вошли партии, которые имеют диаметрально противоположные взгляды.
“В частности, Демократическая партия Армении (ДПА) (лидер Арам Саркисян – прим. «Кавказского узла») является сторонницей интеграции с Россией. А партия «Национальное самоопределение» (лидер Паруйр Айрикян – прим. «Кавказского узла») считает Россию и ОДКБ угрозой суверенитета Армении. В итоге, пророссийски настроенный электорат подумает, прежде чем отдать голос блоку, в котором состоит антироссийская партия, и наоборот”, - заявил Армен Бадалян.
“Помимо этого, избиратель, глядя на политическое прошлое лидеров блока, засомневается – а не игра ли это? Еще одним негативным аргументом для блока может стать фигура самого Сейрана Оганяна. Против блока будут голосовать те, кто потерял родных в ходе апрельской войны в Нагорном Карабахе в 2016 году, и те, кто считает его виновным в территориальных потерях в ходе боевых действий”, - пояснил политтехнолог.
При этом он добавил, что “подобные специфичные вопросы станут причиной недоверия электората к новому политическому блоку”.