Московские врачи об организации эвакуации бывших заложников из Театрального центра на Дубровке
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мумин Шакиров, Москва:
Московские врачи и спасатели убеждены, что российские спецслужбы должны были предусмотреть все трагические последствия после применения отравляющих веществ против террористов во дворце культуры на Дубровке. Первая помощь заложникам была оказана спустя полчаса после штурма, об этом заявила старший врач московской службы спасателей Ольга Сарпова, принимавшая непосредственное участие в эвакуации пострадавших. По ее мнению, эта пауза была необходима, чтобы проветрить помещение от использованного газа.
Ольга Сарпова:
Самые первые действия врача - определить, жив человек, или нет. Мы смотрели, есть ли пульс, есть ли минимальные признаки дыхания, и тут же эвакуация. Самое главное было - вынести людей из этого зала, в котором все-таки еще стояли эти пары, потом одежда была все-таки пропитана, кресла, обивка кресел, это же все очень быстро впитывает, и идет испарение, нужно было скорее людей просто выносить на воздух, и уже там оказывать первую медицинскую помощь.
Мумин Шакиров:
Врач Ольга Сарпова убеждена, что те, кто руководил операцией по спасению заложников, должны были предусмотреть все последствия газовой атаки.
Ольга Сарпова:
Должна быть хоть какая-то минимальная характеристика того вещества, которое собираются пустить. Мне не надо названия, не надо химических формул, но хотя бы элементарные механизмы его действия, чтобы я знала, каким веществом я смогу помочь людям, ввести их в нормальное состояние, чтобы был полный набор лекарственных средств, чтобы мы могли вовремя оказать помощь, в этой ситуации мы, что получилось, мы узнали об этим только тогда, когда туда прибыли, какой-то набор лекарств у нас с собой был, но потом нам пришлось его еще подвозить, потому что просто этого не хватало.
Мумин Шакиров:
Сейчас уже известно, что в качестве антидота для спасения людей был применен препарат налаксон, который вводили многим потерпевшим прямо в вену. Операция по оказанию помощи заложникам и их эвакуации в московские больницы заняла почти полтора часа времени. Из дома культуры было вызволено более 700 человек. Несмотря на то, что спасатели провели эту работу максимально быстро, считает заместитель начальника отдела группы оперативного реагирования московской службы спасателей Игорь Лушаев, руководителями штаба было допущено немало технических ошибок.
Игорь Лушаев:
Не сразу понятно, кому уже сделали антидот, кому нет. Когда сделали человеку инъекцию, надо как-то обозначить, что она ему уже сделана. Потому что из зала выносишь, а он попадает в руки других врачей. предположим, "Скорой помощи", кого-то укололи два раза, а кто-то остался без укола.
Мумин Шакиров:
По словам Игоря Лушаева, некоторые больницы не были готовы к приему сотен людей, отравленных газами. В частности, речь идет о 13-й городской клинике, куда попала большая часть заложников, итоги операции еще не подведены, нет и окончательного списка погибших, цифра 117 жертв среди заложников не меняется уже несколько дней.
Программа вышла в эфир 4 ноября 2002 года