Почти как восемь лет назад
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ночью 22 октября 1994 года был совершен поджог редакции газеты "Азг" в результате которого она понесла значительный материальный ущерб. Распространение пожара было приостановлено одним из работников редакции, который остался работать ночью. Полиция охарактеризовала данное происшествие как "диверсию". Газета отметила, что очередной поджог со всей остротой ставит вопрос об оперативности правоохранительных органов. Партия рамкавар-азатакан Армении высказала опасения, что "насилие породит насилие в стране". Виновные не были найдены.
Восемь лет спустя, 22 октября 2002 года, на заместителя директора "Кавказского института СМИ", известного правозащитника и общественного деятеля Марка Григоряна было совершенно покушение. Журналист, готовивший статью для одного из западных изданий к трехлетней годовщине террористического акта в парламенте Армении 27 октября, направлялся на встречу со своим очередным собеседником, в центре Еревана ему под ноги была брошена ручная осколочная наступательная граната (это обстоятельство окончательно еще не уточнено). М.Григорян принял ее за бутылку (один из типов этой гранаты действительно напоминает по внешнему виду бутылку). В результат взрыва М.Григорян получил осколочные ранения легкого и в области брюшины, тяжелые телесные повреждения и, по всей видимости, легкую контузию. После недельного пребывания в больнице "Скорой помощи" Марк Григорян вернулся домой, где, под наблюдением врачей, продолжает курс лечения.
Правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по признакам пункта 6 статьи 15-99 Уголовного кодекса Армении - попытка умышленного убийства, совершенная при отягчающих обстоятельствах, с угрозой жизни окружающих. Следствие ведет городская прокуратура Еревана. Создана оперативно-следственная группа, проводятся следственные и оперативно-розыскные мероприятия, назначено множество экспертиз.
Проводя аналогии со случаями восьмилетней давности мы должны напомнить, что 1994 год был одним из самых тяжелых для армянской журналистики. Именно в том году был убит депутат Верховного Совета (парламента) Армении, известный писатель и публицист, главный редактор еженедельника "Еркир Наири" ("Страна Наири") Вардгес Петросян. Дважды предпринимался поджог редакции газеты "Азг" и один раз редакции органа партии "Национальное государство" еженедельника "Шрджан" ("Период"). Трижды избивались известные журналисты и редактора: Акоп Аведикян и Армен Багдасарян ("Азг"), а также тележурналист Арам Абрамян. Были и другие акты насилия против журналистов и СМИ. Год же закончился закрытием всех изданий прямо или косвенно находящихся под контролем оппозиционной тогда партии АРФ-Дашнакцутюн. Особо отметим, что ни в одном из вышеупомянутых случаев, правоохранительные органы не смогли найти ни исполнителей ни организаторов атак на прессу.
Проводя аналогии с событиями восьмилетней давности можно отметить следующее: Марк Григорян вообще достаточно толерантно относился к представителям всего политического спектра Армении и никогда не придерживался радикальных взглядов. Скорее напротив, его позиция и статьи были всегда строго выверены, взвешены в оценках, в них всегда было место объективному анализу, который основывался на проверенных фактах. Учитывая то обстоятельство, что материалы, причем достаточно радикального содержания, посвященные теракту в Национальном Собрании 27 октября 1999 года, появляются в армянской прессе практически ежедневно, трудно предположить что покушение на Марка Григоряна связано именно с работой над этой статьей.
Единственное НО в этом аспекте может быть высказано нами только в том случае, если, при подготовке статьи, во время своих бесед и встреч с разными людьми, М.Григорян подошел слишком близко к истине либо к одной из истин в этом сложном деле, что могло вызвать беспокойство\недовольство заинтересованных лиц\кругов. Нам представляется иное: восемь лет назад акциям насилия в основном подвергались как раз не радикальные оппозиционные журналисты и издания, а, скорее наоборот, те кто был в "конструктивной оппозиции" (например, газета "Азг" и ее сотрудники) и даже те кто был ярым сторонником президента Левона Тер-Петросяна (имеется ввиду Арам Абрамян). Действительно, если акциям насилия будут подвергаться оппозиционные журналисты, то, подозрение, прежде всего, падет на властные структуры. Если же акциям насилия подвергаются толерантные или провластные журналисты, то ситуацию без труда можно политизировать и "раскрутить" в нужном направлении.
Достаточно вспомнить эпизод восьмилетней давности связанный с избиением тремя неизвестными лицами тележурналиста Арама Абрамяна. Тогда, поначалу, бывший пресс-секретарь президента страны обвинил в содеянном оппозицию, в частности партию АРФ- Дашнакцутюн, коммунистов, партию Национально-демократический союз и "людей Манучаряна". Впоследствии он отказался от своих обвинений, нападавшие не были найдены, но зато его слова прозвучали в прессе, прежде всего электронных СМИ, что сыграло свою роль в развитии определенных политических процессов.
Для сравнения обращаем внимание на краткий комментарий премьер-министра Андраника Маркаряна сразу нескольким провластным телекомпаниям по поводу покушения на Марка Григоряна. Суть комментария сводилась к следующему: покушение на журналиста могла организовать оппозиция с тем, чтобы впоследствии, в содеянном были заподозрены власти. Естественно, что оснований для этого у премьера не было, но это не важно. Важно другое: точку зрения премьера услышало все население Армении, а возразить ему оппозиция не может, так как у нее практически нет доступа к эфиру. Отсюда и такое чрезмерное внимание практических всех значимых телекомпаний в Армении (напомним, что все они контролируются "партией власти") к покушению на Марка Григоряна. Если бы это не было нужно "партии власти", то все обстоятельства этого события стали бы темой для публикации только для нескольких оппозиционных газет, как это было в случае с "неосторожным убийством" телохранителем президента гражданина Грузии Погоса Погосяна. Таким образом, как и восемь лет назад, формируется соответствующая точка зрения на те или иные политические процессы.
Насилие над такими знаковыми в армянском обществе фигурами как Марк Григорян, на наш взгляд, тесно связано с внутриполитической ситуацией в Армении и имеет адресную цель: во-первых, запугать именно ту часть журналистского корпуса и правозащитников, которые неподконтрольны "партии власти", во- вторых, создать соответствующую психологическую атмосферу накануне важных политических событий имеющих для Армении судьбоносное решение (выборы разных уровней, подписание\ неподписание тех или иных документов\соглашений и т.д.).
Мы не исключаем, что в свете вышеизложенного, покушение на Марка Григоряна в определенной степени достигло своей цели. Часть неподконтрольных "партии власти" журналистов восприняла происшедшее как предупреждение и, скорее всего, будет более сдержана в своих оценках относительно властьпредержащих и происходящего в стране. Отметим также то обстоятельство, что покушение на Марка Григоряна было совершено после того как делегация наблюдателей от Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, оценила местные выборы в Армении как соответствующие международным нормам. Таким образом, покушение осталось вне поля зрения европейских эмиссаров.
Опубликовано 31 октября 2002 года.