Свидетели заявили о нарушениях при обыске квартиры подсудимого по делу о халифате
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Более часа обыск в квартире Ислама Шогенова проходил в отсутствие понятых, заявили в суде мать и тетя подсудимого по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата.
"Кавказский узел" информировал, что дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии рассматривается в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону с августа 2016 года. На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый при попытке задержания. На заседании 13 января в суде был начат допрос матери Ислама Шогенова, которая заявила о наличии у сына алиби.
По версии следствия, все 10 фигурантов дела состояли в незаконном вооруженном формировании (НВФ), целью которого было изменение конституционного строя и установление в Кабардино-Балкарии халифата с шариатской формой правления. Также они обвиняются в перезахоронении по мусульманскому обычаю своего товарища Александра Попова, которое следствие расценило как вандализм и надругательство над умершим. Кроме того, им вменяется покушение 26 декабря 2013 года на полковника полиции Артура Темботова, сорвавшееся из-за того, что взрывное устройство не сработало.
24 января в Северо-Кавказском окружном военном суде состоялось очередное заседание по делу, на котором был продолжен допрос матери Ислама Шогенова Татьяны Мисостовой, прерванный 13 января. Свидетельница приехала в Ростов-на-Дону и давала показания непосредственно в зале суда, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Татьяна Мисостова рассказала, что утром 11 января 2014 года она находилась в Нальчике в квартире своего сына, которую снимала ему после свадьбы, и была очевидицей событий, в ходе которых силовики изъяли из квартиры гранату и самодельное взрывное устройство (СВУ).
"Кавказский узел" писал, что 18 октября 2016 года допрошенные в суде сотрудники МВД рассказали об обстоятельствах, при которых в квартире Ислама Шогенова было обнаружено самодельное взрывное устройство и граната. Оперативники указали, что СВУ изъяли под ванной, не дожидаясь взрывотехников, а граната была изъята из кофты, в которой Шогенов ходил по дому. При извлечении СВУ, как указывала защита, силовики действовали, не принимая никаких мер предосторожности, как будто не опасались взрыва.
По словам Мисостовой, в 05.00 утра после сильного стука в дверь Шогенов впустил несколько человек в масках, которые тут же начали "сильное движение" по квартире. По ее словам, никаких документов, удостоверяющих личность, или ордера на обыск предъявлено не было.
Согласно показаниям свидетельницы, силовики сильно ударили в плечо Шогенова, повалили его на пол и вытолкнули за дверь ее, брата Шогенова Ильдара и жену Ислама Катерину. Во время этого рассказа Мисостова заплакала.
В течение двух часов, до 07.00 утра, родственники Шогенова находились под дверью квартиры, в которой проходил обыск, и не видели, чтобы в нее заходили понятые, отметила она.
"Понятых пригласили только в 07.15, - заявила Мисостова. - До появления понятых в квартире Ислам оставался один с несколькими оперативниками, которые делали там что хотели".
Мисостова отвергла версию следствия, согласно которой ее сын расхаживал по дому с гранатой в кармане, которую у него затем изъяли оперативники. Кроме того, под ванной, где оперативники, как они утверждали, в пачке двухлитрового сока нашли СВУ, не было плитки или шторок, и все просматривалось, заявила свидетельница.
Также она подвергла критике версию следствия о хранении СВУ под ванной, ведь, по ее словам, каждый день в ванной купались сам Шогенов и члены его семьи.
Затем Марина Дакшунина, тетя Ислама Шогенова, давала показания из гарнизонного суда Нальчика. Она в основном подтвердила показания своей сестры. По словам Дакшуниной, 11 января 2014 года в 06.00 утра ей позвонила Мисостова и попросила побыстрее приехать к сыну.
Она рассказала, что когда приехала к квартире, где проживал Шогенов, увидела очень много полицейских машин и снующих туда-сюда людей. По ее словам, около 07.00 утра из подъезда вышел какой-то человек в маске и потребовал привести понятых, только тогда понятые появились и прошли в квартиру к Шогенову.
После этого был допрошен Азамат Бидов, лучший друг Ислама Шогенова, с которым он дружил с первого класса. Бидов рассказал, что работал в Москве, но уволился и прилетел в Нальчик проведать родственников и отпраздновать свадьбу своего друга.
Бидов подробно рассказал о событияж всех дней, когда он находился в Нальчике и общался с Шогеновым, начиная с 18 декабря 2013 года и заканчивая 1 января 2014 года. По показаниям свидетеля, они проводили время как обычно: ходили в кафе, ели пиццу, смотрели фильмы, играли в плейстейшен, общались и шутили.
Свидетель отметил, что свадьба Шогенова была не исламской, а стандартной, где на столах присутствовал алкоголь. По его словам, на свадьбе молодежь развлекалась и танцевала, никто из подсудимых на ней не присутствовал, чего не могло было быть, если бы они были близкими друзьями Шогенова.
26 декабря 2013 года, когда было совершено покушение на полковника МВД Темботова, Ислам Шогенов, по показаниям свидетеля, находился на учебе и несколько раз звонил ему по телефону. Во время перерыва, примерно в 12.00-13.00 дня, Бидов встретился с Шогеновым в районе КБГУ. После разговора с Бидовым Шогенов отправился в направлении главного входа университета, отметил свидетель.
Согласно показаниям самого полковника Темботова, СВУ ему подложили с 13.40 до 15.30, когда он находился в здании МВД Кабардино-Балкарии.
После окончания учебы, примерно в 16.00, Шогенов пришел к другу домой, и они вместе отправились гулять, рассказал Бидов.
Кроме того, Татьяна Мисостова представила суду два телефона Ислама Шогенова, на одном из которых находилось несколько фото лекций на учебных занятиях, сделанных подсудимым 26 декабря 2013 года с 09.00 до 10.10.
"Эти фото подтверждают, что мой сын в этот день находился на "парах", а не бегал по маршруту полковника Темботова, - заявила Мисостова. - Он серьезно относился к учебе, ему нужно было готовиться к экзаменам и зачетам, которые он сдал 9 и 10 января".
В заключении Мисостова попросила оправдать своего сына, поскольку в деле нет ни одного видео, аудио или фото, доказывающего его виновность. Признательных показаний он не давал, а граната и СВУ были ему подброшены, считает мать подсудимого.
"Надежда только на справедливый суд", - сказала она.
После допроса свидетелей суд объявил перерыв до 25 января.
Адвокат Людмила Рагулина заявила корреспонденту "Кавказского узла" после заседания, что позиция защита на протяжении всего процесса остается неизменной.
"Мы считаем, что Шогенов готовился в декабре 2013 года к свадьбе, а не к актам терроризма", - сказала она.
Комментариями от остальных участников процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.
Новости о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".