Правозащитники считают неэффективной профилактику убийств и суицидов в армянской армии*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Расследования смертей армянских и карабахских военных в небоевых условиях длятся годами, а иногда вовсе прекращаются, заявили армянские правозащитники. Свежий тому пример - дело о смерти курсанта Военного института Айказа Барсегяна, по которому командование может избежать ответственности, считает сотрудник Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц.
Как сообщал «Кавказский узел», число убийств и суицидов в вооруженных силах Армении и Нагорного Карабаха за 2016 год выросло. По данным Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской инициативы, в минувшем году было зафиксировано 13 убийств, 13 самоубийств или доведения до самоубийства, тогда как в 2015-м в небоевых условиях были убиты трое военных, еще шестеро совершили суцид.
Эта статистика не противоречит данным министерства обороны Армении, считает член инициативной группы «Армия в действительности» Зара Ованнисян. «Министерство (эти данные) не скрывает, потому что известия (о таких случаях) с большой скоростью распространяется, армия находится в центре внимания общества», - сказала Ованнисян корреспонденту «Кавказского узла».
Однако, по ее словам, возросшее число случаев убийств и самоубийств говорят, что работа по предотвращению подобных явлений ведется неэффективно.
Единой статистики доведенных до приговора уголовных дел по таким случаям нет, сказал руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
«Есть дела, которые длятся годами, некоторые закрываются из-за отсутствия состава преступления, но конкретных данных у нас нет», - сказал Сакунц корреспонденту «Кавказского узла».
Сакунц привел пример дела о смерти курсанта Военного института Айказа Барсегяна. На суде раскрыты все детали, однако есть проблемы с привлечением к ответственности всех виновных, считает правозащитник. По его словам, видно, что суд намерен наказать непосредственно причастных к убийству виновных и не привлечь к ответственности командование, из-за которого были нарушены уставные правила.
"Если бы непосредственный командир, офицер – психолог, командир, работающий с личным составом, выполняли свою работу безупречно, подобного бы не случилось. Изначально были нарушены уставные правила", - отметил Сакунц.
Как сообщал "Кавказский узел", Айказ Барсегян был найден повешенным 29 января 2015 года в Ереване. Обвинение в убийстве было предъявлено его сослуживцам Гнелу Тевосяну, Норику Саакяну, Ваче Саакяну, Мовсесу Азаряну, Карену Баграмяну, а также офицеру Артему Аветисяну. В рамках уголовного дела обвинение предъявлено командиру батальона Давиду Давтяну и бывшему заместителю командира Военного института Зармику Маркосяну.
Согласно озвученной следствием версии, убийство было совершено в ходе конфликта между употреблявшими алкоголь курсантами и Барсегяном, который сделал им замечание. Адвокат Тевосяна Ара Закарян заявил, что "Айказ Барсегян совершил самоубийство". Однако 3 марта 2016 года судмедэксперт заявил, что Айказ Барсегян был задушен. А в ходе заседания 18 марта 2016 года эксперт заявил о фальсификации предсмертной записки Барсегяна.
Отметим, что 23 января судебное заседание по делу курсанта Барсегяна было отложено из-за неявки подсудимого Вараздата Сафаряна.
Причина неявки подзащитного ей неизвестна, заявила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Сафаряна Инга Авакян.
По ее словам, судья отметил, что "ранее было получено письмо о том, что Вараздата Сафаряна переводят из той воинской части в Тавушской области, в которой он служит, в другую воинскую часть – поближе к суду".
Согласно письму перевод Сафаряна должен состояться 27 января, пояснила адвокат.
Комментариев от офицеров Военного института и представителей Минобороны Армении по поводу заявления Сакунца пока не поступало. Также пока нет комментариев от представителей суда.
Напомним, что ранее курсант Аршак Мартиросян был осужден условно по обвинению в оскорблении Барсегяна, а другой сослуживец, Вараздат Сафарян, был передан под наблюдение командования.
* - заголовок был изменен - прим. "Кавказского узла".