Автор книг о приходе к власти Путина назвал взрывоопасным отсутствие свободы мнений в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Население в Чечне лишено возможности выражать свое мнение, и подобная ситуация не может гарантировать стабильность в регионе, заявил американский журналист Дэвид Саттер, получивший известность после расследования взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, обстоятельств, приведших к началу второй чеченской кампании, а также публикации книги о приходе к власти Путина. Презентация его новой книги состоялась в Париже. Участники встречи рассказали, как были вынуждены эмигрировать во Францию из Чечни в связи с усиливающимся давлением.
Презентация книги американского журналиста Дэвида Саттера "Меньше знаешь - крепче спишь: путь России к террору и диктатуре при Ельцине и Путине", которая была выпущена в США издательством Yale University Press, прошла в Париже 23 января, передает корреспондент "Кавказского узла".
Центральной темой этой книги являются взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, в которых власти обнаружили "чеченский след", а вскоре началась вторая Чеченская война.
"Кавказский узел" информировал, что в 2004 году было презентовано русское издание книги Дэвида Саттера о взрывах жилых домов в сентябре 1999 года в Москве и Волгодонске. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Теракты в Москве, Буйнакске, Волгодонске (1999)", а также справочная информация о второй Чеченской войне, которая началась в августе 1999 года со вторжения боевиков из Чечни на территорию Дагестана.
Первоначально презентация была запланирована на 19 января в Институте политических исследований (Sciences-Po) в Париже, однако мероприятие было отменено без объяснения причин, а его анонс был удален с сайта института. При этом ранее, в 2013 году, Саттер уже выступал в Sciences-Po на другую тему сразу после того, как ему был запрещен въезд в Россию.
В итоге презентация книги состоялась в помещении французского ежемесячника Esprit. На мероприятие собрались около 20 человек, в том числе представители чеченской диаспоры в Париже, чеченский и американский журналисты. Представителей чеченской диаспоры просили Саттера подписать русский перевод книги, который, как и англоязычная версия, был напечатан в США.
Дэвид Саттер отмену презентации в Sciences-Po назвал цензурой.
"В США цензура выглядела бы по-другому, меня бы просто не пригласили, но не стали бы отменять уже анонсированное мероприятие", - сказал он в начале мероприятия.
Известный своими предыдущими публикациями о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске и книгой-мнением "Как Путин стал президентом", выпущенной в России в 2012 году на эту же тему, Саттер рассказал, что продолжает свои исследования о взрывах жилых домов в России, предполагая, что за этими событиями могут стоять силовики.
"Российское правосудие несвободно, а никакой международный суд не может рассматривать то, что делали российские власти на российской территории с российскими гражданами. Однако я бы не хотел, чтобы Европа и США действовали по принципу русской поговорки "меньше знаешь – крепче спишь" и пытались добиться правды", - сказал автор книги.
Многие политики в Евросоюзе считают, что "Путин - жесткий человек, который, по крайней мере, борется с терроризмом и выполняет свои обещания", сказал ведущий мероприятия, бывший министр по евроатлантической интеграции Грузии, консультант Института национальной обороны (Париж) Торнике Гордадзе.
"Аргументы этой точки зрения также найти легко: несмотря на критику, Путин сумел сохранить единство страны", - сказал Гордадзе.
Дэвид Саттер в ответ на это заметил, что даже многие выжившие после теракта в Театральном центре на Дубровке в Москве не подвергали никакой критике действия руководства страны при том, что террористов не задержали при въезде в Москву, врачам не предоставили сведений о составе примененного усыпляющего газа и т.д.
23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре на Дубровке в Москве боевики захватили в заложники 916 человек. Группа террористов в составе 40 человек во главе с Мовсаром Бараевым в обмен на жизни заложников требовала немедленно прекратить боевые действия в Чечне и вывести с ее территории федеральные войска. Требования боевиков не были удовлетворены, и спустя три дня силовики провели спецоперацию по освобождению заложников. При этом погибли 130 человек, еще свыше 700 пострадали, 40 боевиков были убиты. Родные и близкие пострадавших заложников Театрального центра на Дубровке на протяжении более 14 лет требуют от властей ответа на вопросы, какой газ и по чьему приказу использовали при штурме здания с заложниками, почему не были организованы грамотная эвакуация и оказание медицинской помощи пострадавшим, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
Также состоялся разговор о будущем России и Чечни.
Саттер: молчание, основанное на терроре, не может гарантировать стабильность
Автор книги поделился своим видением современной ситуации в Чечне.
"Насколько я понимаю ситуацию, пока российское руководство стоит за Кадыровым, они держат ситуацию под контролем. Но только до определённого предела, а затем ситуация может взорваться. Население лишено возможности выражать свое мнение, кругом царит террор. А молчание, основанное на терроре, не может гарантировать стабильность", - заявил Саттер корреспонденту "Кавказского узла".
В числе представителей чеченской диаспоры в Париже на презентации присутствовала бывшая журналистка из Чечни Хазман Умарова, которая более десяти лет проживает во Франции, где получила политическое убежище.
"Даже те чеченцы, которые в начале поддерживали этот режим, вынуждены покинуть территорию Чечни или даже России, потому что ситуация дошла до предела... Людей унижают, сжигают дома, но легально протестовать, выходя на улицы, невозможно. Боясь за родственников, молча уезжают, и это молчаливый протест против режима в Чечне", - сказала Хазман Умарова "Кавказскому узлу".
Она заявила, что не верит в заявления о том, что в Чечне могут быть сторонники запрещенного в России судом и признанного террористической организацией "Исламского государства" (ИГ, ранее - ИГИЛ).
"Как ИГ (запрещенное в России судом и признанное террористической организацией) может укореняться в Чечне, если за пост в Инстаграме даже... могут взять, снять штаны и поставить на беговую дорожку? Слово контролируется. С другой стороны, под эгидой ИГ (запрещенное в России судом и признанное террористической организацией) легче ликвидировать недовольных. В результате достигается общественное одобрение: "А, ну да, терроризм... правильно убивают", - полагает Умарова.
"Кавказский узел" писал, что 20 декабря 2015 года интернет-пользователи сообщили о публичном унижении жителя Чечни Адама Дикаева, опубликовавшего в Instagram критический в отношении Кадырова пост. В соцсетях было распространено видео, на котором Дикаев со снятыми штанами заявляет о своей неправоте и поддержке действующей власти.
Публичное порицание инакомыслящих вышло в Чечне на новый уровень. "Репрессивный аппарат требует постоянной подпитки, что свидетельствует о слабости власти. Но люди в Чечне устали бояться. Критические голоса пробиваются, потому власти приходится использовать все более унизительные методы давления", - считает директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.
По словам Умаровой, подозреваемым обычно вменяют в вину контакты с ИГ (запрещенное в России судом и признанное террористической организацией) через Интернет, но непонятно, кто бы мог решиться вступить в такой контакт. "Интернет прослеживается, все это устанавливается", - отметила она.
Студентка Элина, присутствовавшая на презентации, рассказала "Кавказскому узлу", что она с отцом и сестрами переехала из Чечни во Францию в 2009 году, а ее мать приехала позже.
"Мой отец работал в чешской организации People in need... Папе пришла повестка... Он как раз в это время возил меня на лечение в Москву. После того, как он вернулся, его трижды забирали. Подробности задержаний он нам не рассказывал. В конце концов он принял решение... уехать за границу", - сказала Элина.
По ее словам, в Чечне "все напуганы и растеряны", а связь поддерживается через родственников.
"Сейчас у нас там осталась родственница. Она рассказывает о состоянии людей. Появились грустные шутки, что нельзя выходить на улицу в туалет - "зря не рискуйте своей жизнью", - рассказала она.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказским узлом" собраны на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".