Локшина и Джемаль усомнились в скрытном вывозе вымогателей в Чечню
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чеченские полицейские не похищали в Сургуте предполагаемых мошенников, имитировавших голос Кадырова, а просто попросили местных коллег закрыть глаза на задержание и вывоз подозреваемых, предположил журналист Орхан Джемаль. Противозаконные практики распространяются за пределы Чечни, констатировала правозащитница Татьяна Локшина.
Как писал "Кавказский узел", глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил о задержании двух уроженцев Чечни, которые, имитируя его голос, вымогали деньги у бизнесмена из Сургута для фонда имени Ахмата Кадырова. В полиции Ханты-Мансийского автономного округа заявили, что не принимали участия в их задержании.
В опубликованном Кадыровым видеоролике задержанные признались в содеянном. На видео, размещенном в Instagram, показаны двое мужчин, один из которых сначала на чеченском, а потом на русском языке представляется Зелимханом Хасимиковым и рассказывает, что хотел забрать деньги, которые требовал от предпринимателя, себе. Из видео следует, что с двумя мужчинами проводит беседу спикер чеченского парламента Магомед Даудов, известный по прозвищу Лорд.
"Противозаконные практики распространяются за пределы Чечни"
По словам программного директора Human Rights Watch по России Татьяны Локшиной, у нее "вызывает беспокойство ситуация, при которой некие люди именем главы Чеченской Республики пытались провернуть аферу".
"Выходит, что мошенники придумали схему, воспользовавшись именем Кадырова. Однако это может означать, что глава Чечни осуществляет на регулярной основе какие-то действия, которые выходят за рамки российского законодательства и международного права. Получается, что в Чечне сейчас закон - это то, что "Рамзан сказал", - считает Локшина.
Правозащитница отметила, что "задержать предполагаемых мошенников должны были сотрудники полиции соответствующего региона, где находились подозреваемые". "Совершенно неясно, как они оказались в Чечне", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Локшина.
По ее предположению, "вывоз подозреваемого в Чечню в данном конкретном случае являлся противозаконным". "Таким образом, противозаконные практики, которые стали повседневностью в Чеченской Республике, распространяются и за пределы республики. И сотрудники правоохранительных органов потворствуют этому", - заявила Локшина.
"Полицейские из Чечни и Сургута могли просто договориться"
Однако обозреватель "Cноба" Орхан Джемаль заметил, что он "не видит правовой проблемы в перемещении в Чечню предполагаемых вымогателей". "На самом деле оформить бумаги на вывоз подозреваемых за пределы региона довольно просто. Приезжают люди, и от имени своих покровителей в Чечне, например, просят просто посодействовать", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.
"Или, допустим, чеченским полицейским оформляют командировку в другой регион для задержания подозреваемых. При этом ханты-мансийских коллег посвящают в курс дела. После этого командированные находят и забирают того человека, кто им нужен. И согласно бумагам местные органы никакого отношения к этой операции не имеют. Они в глаза не видели и пальцем не тронули задержанного", - заметил журналист.
Орхан Джемаль подчеркнул, что "взаимоотношения между подразделениями полиции зачастую имеют бюрократический характер и определяются наличием бумаг, а не какой-то логикой".
"Конечно, приезжие полицейские могли совершить задержание и без местных правоохранителей, и такое случалось. Но зачем наносить обиду? Тогда могли бы поднять разговор о нарушениях. Если же ситуация не приведет к конфликту с местными полицейскими, то нет необходимости действовать без их ведома. Достаточно приехать, поставить в известность, заручиться нужными бумажками и все", - заявил Орхан Джемаль.
19 апреля 2015 года в Грозном был убит житель Чечни, находившийся в федеральном розыске по подозрению в обстреле предпринимателя в Ставрополе. Операцию проводили сотрудники МВД Ставропольского края. В Чечне в отношении ставропольских силовиков было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий, но глава СКР Александр Бастрыкин его закрыл.
По словам Джемаля, местные полицейские "могли и сами задержать кого-то, но формально быть как бы не при делах". "Они даже могли сами арестовать кого надо и отправить в Чечню. Но оформить все таким образом, что это сделали полицейские из другого региона. В этом случае получается, что они и уважаемым людям из Чечни навстречу пошли, и остались как бы в стороне”, - пояснил Орхан Джемаль.
В 2014 году Рамзан Кадыров также в Instagram сообщил о том, что в Чечне разоблачена группа мошенников, которые называли себя людьми из окружения Рамзана Кадырова и вымогали деньги. Он сообщил о случае с бизнесменом из Сочи, у которого якобы за организацию встречи в Кадыровым двое жителей Дагестана просили 4 млн рублей, а также случай с мужчиной, который обходил в Москве банкиров, называя себя дядей Кадырова и обещал устроить выгодные контракты.
25 мая 2015 года в YouTube был размещен документальный фильм о главе Чечни "Семья", который привлек внимание к фонду имени Ахмата Кадырова. По данным авторов фильма, в республике создана система сбора дани со всех жителей Чечни, и собранные средства затем попадают в фонд. Чеченские телекомпании резко раскритиковали фильм, заявив, что подобная информация о фонде является ложью.
Глава Чечни и его приближенные контролируют многомиллионный поток средств, направленных на реализацию всех крупных инициатив в республике, через фонд имени Ахмата Кадырова и аффилированные с ним организации, при этом деятельность фонда не подотчетна федеральному Минюсту, сообщал ранее "Коммерсант".