Защита требует рассмотреть жалобу на арест азербайджанских переселенцев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Апелляционный суд прекратил производство по жалобе на арест четверых вынужденных переселенцев из Джебраильского района Азербайджана, арестованных за участие в акции протеста против отключения электричества в поселках для перемещенных лиц. Адвокат арестованных намерен добиться пересмотра этого решения.

Как сообщал "Кавказский узел", 22 декабря 2016 года силовики разогнали протестовавших переселенцев, требовавших освободить их от оплаты электричества. В результате пострадали девять полицейских, а трое протестовавших были задержаны. На следующий день переселенцам была предоставлена отсрочка в оплате долгов.

22 декабря 2016 года были задержаны вынужденные переселенцы Джалал Гулиев, Заур Фейрузлу и Гюльага Алмамедов, а 24 декабря - Ульви Гулиев и Илькин Искендеров. Все они были арестованы по обвинению в преступлениях, предусмотренных в статьях 186.2.2 (умышленные уничтожение или повреждение имущества путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, либо повлекшие тяжкие последствия), 233 (организация действий, способствующих нарушению общественного порядка или активное участие в таких действиях) и 315.2 (сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти) УК Азербайджана. Защищающий Гулиева, Фейрузлу, Гулиева и Искендерова адвокат Эльчин Садыгов подал жалобу на арест.

 «Цель – лишить арестованных права обратиться в ЕСПЧ»

Заседание по жалобе четырех вынужденных переселенцев состоялось в Ширванском апелляционном суде 16 января.

«На процессе выяснилось, что Следственное управление по тяжким преступлениям генпрокуратуры направило письмо, что один адвокат не может быть защитником четырех обвиняемых из-за «противоречий между интересами» подследственных. Однако это не обязательная норма законодательства. Она применяется, когда есть противоречия между интересами, к примеру, когда обвиняемые возлагают вину друг на друга. В данном случае все обвиняемые отрицают совершение преступления, заявляют, что не бросали в полицейских камни, не наносили ущерба», - сказал Эльчин Садыгов корреспонденту «Кавказского узла».

В итоге суд, основываясь на письме прокуратуры, признал неприемлемой апелляцию и прекратил производство.

По мнению Садыгова, письмо «от следственного органа нарушает право обвиняемых на защиту». «Мы убеждены, что целью следствия является лишение арестованных возможности подать апелляционную жалобу, дабы потом они утратили права подачи обращения в Европейский суд по правам человека», - считает адвокат.

Адвокат заявил о неправомерности действий следственного управления. «Если имеются «противоречия между интересами» обвиняемых, то следственный орган должен принять соответствующее постановление, а не посылать письмо в суд. У защиты тогда была бы возможность обжалования законности постановления в суде», - сказал Садыгов.

Он намерен обратиться с жалобой в суд на действия следственного управления.

 В ШАС подтвердили корреспонденту "Кавказского узла" информацию о прекращения производства. Представители Следственного управления по тяжким преступлениям генпрокуратуры оказались недоступны для комментариев.

 «В стране острая нехватка адвокатов»

Эксперт в области уголовного права, член Национального совета демократических сил Намизад Сафаров подтвердил, что о противоречиях между интересами обвиняемых можно говорить только, когда их показания не стыкуются или идут вразрез.

 "Если позиции обвиняемых совпадают, то никаких численных ограничений на защиту адвокатом прав подследственных не может быть. Так, по «Нардаранскому делу» одни и те же адвокаты защищают права трех или даже пяти обвиняемых. В стране острая нехватка адвокатов – их 850 на 9,5 млн населения, что является одним из самых низких показателей в Европе», - сказал Сафаров корреспонденту "Кавказского узла".

Вынужденными переселенцами в Азербайджане считаются люди, проживавшие в Нагорном Карабахе. 7% населения Азербайджана остаются перемещенными в результате карабахского конфликта. Вынужденные переселенцы из Джебраильского района были массово размещены в палаточных лагерях Билясуварского района Азербайджана, после чего началось строительство жилых поселков для них. Каждый переселенец ежемесячно получает по 16,5 маната (около 9 долларов) на продовольственную помощь. На каждого переселенца предусмотрено бесплатное потребление 150 киловатт электроэнергии и 35 кубометров газа в месяц. Они освобождены от платы за воду и услуги стационарной телефонной связи, если подключились до 2007 года. Семьям, проживающим в негазифицированном жилье, с октября по февраль выделяется бесплатно по 40 литров керосина ежемесячно. Дети семей вынужденных переселенцев освобождены от платы за обучение в платных отделениях вузов. Переселенцам бесплатно оказываются услуги в государственных медучреждениях.

«Отключение электричества стало последней каплей»

Очевидец акции протеста 22 декабря 2016 года, вынужденный переселенец из Джебраильского района Мухаммед Меджидли считает, что «арестованные не виновны».

 “Отключение электричества стало последней каплей. В поселках нет газа, отопления и люди обогреваются электроприборами. Это привело к стихийной акции протеста. Ее участники мирно протестовали, но полиция, применив грубую силу, обострила ситуацию и вызвала эмоциональную реакцию молодежи», - сказал Меджидли корреспонденту «Кавказского узла».

С ним солидарен глава Общественного альянса «Азербайджан без политзаключенных» Огтай Гюльалыев. «Люди вышли на улицы, чтобы потребовать от правительства решения социальных проблем, возвысить голос протеста против чиновничьего произвола», - сказал Гюльалыев корреспонденту «Кавказского узла».

В разделе "Интервью" опубликован текст интервью директора программы по Южному Кавказу Международной кризисной группы Лоуренса Шитса, которое он дал "Кавказскому узлу" в 2012 году. В интервью Шитс рассказал о мерах по улучшению положения вынужденных переселенцев в Азербайджане.

Автор:
источник: корреспондент «Кавказского узла»