Юристы подвергли критике расследование смерти жертв Первой чеченской войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Выдача останков жертв войны в Чечне 1994-1996 годов состоялась по истечении срока привлечения к уголовной ответственности причастных к их гибели и говорит о неэффективности расследования, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Жители Чечни положительно оценили захоронение тел погибших, но отметили негуманность оформления этого мероприятия.
Как сообщал "Кавказский узел", 31 декабря 2016 года, в день двадцатилетия вывода федеральных войск из Чечни, в республику из Ростова были доставлены останки 109 погибших в первую военную кампанию. Они были захоронены в двух братских могилах в Грозненском районе республики.
По факту обнаружения останков людей должны были возбуждаться уголовные дела, устанавливаться причины смерти, сказал адвокат бюро "Мусаев и партнеры" Адам Абубакаров.
"Скорее всего, это смерти, наступившие в результате преступных действий. Кем и когда (останки) были обнаружены, выяснено ли, когда потерпевшие обратились впервые в компетентные органы в связи с пропажей родственников? Произведено ли сопоставление с прижизненными и посмертными данными? Эти вопросы - работа правоохранительных органов, которые должны проверить доводы потерпевших, сопоставить их с фактическими обстоятельствами дела, а при наличии признаков преступления возбудить дело", - сказал Абубакаров корреспонденту "Кавказского узла".
Юрист отметил, что "по каждым останкам имеется анализ ДНК, собрана информация об обстоятельствах обнаружения тел, имеется их описание, перечень личных вещей и другие данные, которые помогут раскрыть объективную картину произошедшего и установить личности (погибших)".
"Существует положение о порядке хранения тел с момента их обнаружения. Если родственники обращались в федеральные органы, предоставляли свои анализы ДНК, то должны быть сверены все данные исследований тел, которые находились в Ростове", - сказал Абубакаров.
Выдача тел по истечении стольких лет может говорить о непроведении расследования, считает специалист по международному праву, юридический консультант программы "Право на убежище" Института прав человека Надежда Ермолаева.
"Европейский суд по правам человека нашел нарушения более чем в 200 жалобах об исчезновениях людей. Ни в одном из таких дел Российская Федерация нарушения не признала. Власти утверждали, что это дело рук боевиков, и никакого отношения федеральные силы не имеют к исчезновениям. Когда речь заходила об эффективном расследовании, дело заходило в тупик, не производилось никаких поисковых действий", - сказала Ермолаева корреспонденту "Кавказского узла".
Она также напомнила, что ни одно из постановлений ЕСПЧ по исчезновениям не было до конца исполнено Россией, "потому что не были установлены причастные к похищениям и никто не был привлечен к ответственности за похищение мирных жителей".
Юрист обратила внимание на истечение сроков привлечения к ответственности по особо тяжким делам, которые составляют 15 лет. "Похитители людей будут привлечены к ответственности, только если деяния во время (первой) чеченской кампании признают преступлениями против человечности. Это нарушение прав людей на то, чтобы знать судьбу своих родных и (личности) тех, кто виновен в их гибели", - сказала Ермолаева.
Она также отметила, что в практике ЕСПЧ непредоставление информации о судьбе близких и бездействие властей "фактически приравнивалось к жестокому обращению".
"Люди в Чечне требуют проведения расследования"
Захоронение тел в канун Нового года подверг критике чеченский беженец, проживающий в Грузии, Тумсу Абдурахманов.
"Отсутствие анонса события в чеченских СМИ и растерянность официальных лиц, которые путались в своих заявлениях и не имели четкого плана действий, говорит, что для представителей местной власти появление машины с останками стало неожиданностью", - сказал Абдурахманов корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, история с возвращением останков получила широкую известность лишь благодаря активности рядовых жителей Чечни. "У рядовых чеченцев много вопросов к властям. Где уголовные дела по факту убийства 109 человек? Привлечен ли кто-нибудь к ответственности за это преступление? Почему в республике не объявлен траур? Почему не организован народный сход на центральной площади Грозного? Почему не звучали привычные проклятия от деятелей ДУМ Чечни в адрес убийц?", - заключил Абдурахманов.
Предновогоднюю выдачу тел убитых чеченцев журналист Сасланбек Исаев назвал напоминанием о штурме Грозного 31 декабря 1994 года. "Все остальное не ново как по отношению к человеческой жизни в нашей стране, так и к правам и чувствам людей", - сказал Исаев корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, выдачи тел долгое время добивались региональные власти. "Они сделали все, чтобы тела были возвращены родным, провели исследования на ДНК, организовали погребение. Люди в Чечне требуют проведения расследования, как это и должно быть, только так может быть поставлена точка в этой страшной истории", - заключил Исаев.
Точное число жертв Первой чеченской войны неизвестно. По разным источникам, приведенным в размещенном на "Кавказском узле" материале "Как закончилась Первая чеченская: память и хроника", погибло от 4 до 14 тысяч российских военнослужащих, от 3 до 10 тысяч чеченских бойцов, от 50 до 100 тысяч человек из числа гражданского населения.
У семей, потерявших своих близких во время войны, появилась надежда оплакать останки своих родственников, считает чеченский общественный деятель Асет Мальсагова.
"Самое существенное, что процесс возвращения останков начался и общество воспринимает это с большой надеждой, что наконец государство наберется мужества и вернет остальные останки. Тем самым будет снято огромное социальное напряжение, которому уже десятилетия", - сказала Мальсагова корреспонденту "Кавказского узла".
История с выдачей тел погибших взбудоражила чеченское общество, отметил чеченский бизнесмен на условиях анонимности.
"Почему нет слов сострадания, обещания искать всех пропавших? Это циничность властей, которые поручили затыкать рты людям на месте. (Возвращение останков) выдается за большую заслугу, но благодарить никого народ не собирается. Люди слишком запуганы, чтобы говорить откровенные слова ненависти", - сказал собеседник корреспондента "Кавказского узла".
К годовщине Первой чеченской войны "Кавказский узел" подготовил подборку справочных материалов, объединенных в тематическую подшивку. В подшивке "Первая чеченская: 20 лет с вывода войск" собраны статьи о ключевых моментах войны и биографии главных действующих лиц. В подшивке можно ознакомиться с видеокадрами военной хроники и послушать песни о войне, в том числе произведения барда Тимура Муцураева, которые не включены в список экстремистских.