Полицейский не смог обосновать постановку журналиста Магомедова на профучет

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Допрошенный перед прениями и вынесением решения по иску Магомеда Магомедова к УМВД Дагестана бывший сотрудник полиции, рапорт которого стал одним из оснований постановки журналиста на профучет, не смог рассказать суду о проведенных оперативных мероприятиях. Свидетель назвал их "секретными", чем вызвал недовольство судьи.

Как сообщал "Кавказский узел", бывший официальный представитель салафитской мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале, журналист газеты "Новое дело" Магомед Магомедов подал в суд иск о снятии его с профилактического учета МВД. Иск рассматривался с 16 ноября. 29 декабря суд в Махачкале обязал МВД снять Магомедова с профучета.

На профучет полицией Магомедов был поставлен 11 мая

До начала прений 29 декабря представитель ответчика юрист Рамазан-Эфенди Рамазанов подал ходатайство о допросе в качестве свидетеля Руслана Ачагимова, бывшего сотрудника советского РОВД, передает корреспондент "Кавказского узла". Ачагимов был одним из полицейских, которые написали рапорт, ставший основанием для постановки Магомедова на профучет. Ранее сторона защиты неоднократно ходатайствовала о допросе Ачагимова, но ответчик не обеспечивал его явку в суд, заявляя, что свидетель не работает в органах внутренних дел.

Адвокат Шамиль Исаев поддержал ходатайство о допросе Ачагимова в качестве свидетеля, заявив, что "опрос его коллеги, который также составил рапорт на журналиста, не позволил получить необходимые данные".

Судья возмутился отказом свидетеля рассказать о мероприятиях в отношении Магомедова

Свидетель Руслан Ачагимов на допросе в суде назвал в качестве причин постановки журналиста на профучет имеющиеся у него сведения о том, что Магомед Магомедов помогает вдовам убитых боевиков, посещает салафитские мечети на улицах генерала Омарова и Котрова, "носит бороду, но при этом усы у него сбриты". Свидетель уверен, что Магомедов вел пропагандистскую работу среди молодежи в мечети. Он так же заявил, что сам неоднократно видел Магомедова в мечети на улице генерала Омарова. На вопрос адвоката, посещал ли полицейский мечеть, он ответил, что не посещал.

"Я проводил спецмероприятия, чтобы проверить те сведения, которые были у меня по поводу Магомедова. Как именно я это делал и посещал ли я мечеть, я не должен говорить", - заявил Ачагимов, отвечая на вопросы адвоката.

После вопроса адвоката Исаева о том, какие именно проводил мероприятия полицейский, представитель ответчика Рамазанов заявил, что информация об этом является секретной и просил суд снять данный вопрос. Однако суд вопрос не снял. Ачагимов ответил, что он "проводил оперативные мероприятия, чтобы выяснить, является ли Магомедов приверженцем". Больше он не стал говорить на эту тему, заявив, что плохо себя чувствует. На вопрос адвоката, какими законами он руководствуется для того, чтобы поставить человека на профучет, свидетель заявил, что он руководствуется "секретным приказом №001 МВД России". При этом дату приказа он не смог назвать.

Если сотрудника разбудят в четыре часа утра и спросят об этом комплексе мероприятий, он должен уметь четко ответить

Также свидетель не смог внятно ответить на вопрос, какие мероприятия проводятся в отношении лиц, состоящих на профучете. Он заявил, что для таких случаев есть "семь оперативных мероприятий". На просьбу адвоката уточнить, что это за мероприятия, Ачагимов заявил, что они секретны. После снова вмешался представитель ответчика и пытался исключить данный вопрос, ссылаясь на секретность. Но судья возмутился.

"Почему вы просите снять этот вопрос? Неужели работнику трудно, если человека поставили на учет, сказать, какие мероприятия в отношении него проводятся? Если даже работника разбудят в четыре часа утра и спросят об этом комплексе мероприятий, он должен уметь четко ответить. Что тут секретного? Разве сотрудник полиции не должен знать, за что человека поставили на учет и какие мероприятия нужно с ним проводить. То, что вы говорите о том, что проводите в отношении него оперативные мероприятия, - это слишком общий ответ", - заявил судья Михраб Адзиев

Свидетель снова сказал, что он затрудняется ответить, так как всю ночь не спал из-за высокой температуры, и очень плохо себя чувствует. "Вас же сюда не на носилках принесли. Что тут такого трудного, что вы не можете нормально отвечать?" - заявил судья.

"Вы говорите, что одной из причин постановки Магомедова на учет стало то, что он посещал мечеть на улице генерала Омарова. Есть какое-то решение, запрещающее деятельность этой мечети?" - спросил адвокат Шамиль Исаев.

"Вроде бы есть решение суда. Владелец земли судился за участок, на котором стоит мечеть", - заявил свидетель.

Ачагимов заявил также, что он в задержании Магомедова не участвовал. "Я составил рапорт и на следующий день узнал, что он задержан", - заявил свидетель.

"У ФСБ нет никакой компрометирующей информации на Магомедова"

Защита Магомедова представила в суде документ, выданный УФСБ России по Дагестану, в котором указывалось, что у ведомства нет никакой компрометирующей информации на Магомеда Магомедова. Также в письме было указано, что сотрудники ФСБ не участвовали в его задержании. Адвокат Исаев просил суд приобщить данный документ к делу, однако суд не смог этого сделать, так как была представлена только копия.

В прениях сторон защитник Магомедова Шамиль Исаев заявил, что "в справке сотрудников Советского РОВД Махачкалы содержатся некоторые сведения о частной жизни Магомедова, из чего следует, что органами полиции осуществляется сбор, хранение, обработка и использование информации в нарушение права на неприкосновенность частной жизни".

"На осуществление указанной деятельности, он согласия никогда и никому не давал. При этом он ни разу не был официально проинформирован о причинах постановки на учет, ему не сообщено, на какой вид учета он поставлен, какая именно и в каком объеме информация в отношении него собирается и как используется, по данным обстоятельствам он не был приглашен для дачи объяснений", - заявил адвокат.

Исаев также указал, что его "подзащитный ведет законопослушный образ жизни, ранее не судим и к уголовной ответственности как экстремист не привлекался, по месту жительства характеризуется исключительно с положительной стороны, и отсутствуют законные основания для его дальнейшего пребывания на каком-либо профилактическом учете органов внутренних дел".

Адвокат отметил, что один из сотрудников полиции, который также составил рапорт на Магомедова, в своих показаниях в суде указал, что у него была информация о том, что истец является экстремистом.

Полиция осуществляет сбор, хранение, обработку и использование информации в нарушение права на неприкосновенность частной жизни

"Им проводился опрос соседей, о чем именно они рассказывали, он не знает, ничего плохого про административного истца никто не говорит, но говорят, что он поддерживает радикальное экстремистское течение в исламе, посещает мечеть на улице генерала Омарова, 15. Сообщить о том, кто именно ему это сказал, свидетель отказался. Данную информацию он также не проверял по причине отсутствия опыта в работе участковым. Он также не знает, имеется ли судебное решение о признании мечети экстремистской или запрещении ее деятельности. Свидетель сообщил, что они доставили его, написали рапорт, ими как участковыми каких-либо мероприятий в отношении лиц, состоящих на профучете по категории религиозный экстремист, не проводится, но они проверяют раз в неделю по месту их проживания. Однако какая с ними в дальнейшем проводится работа - ответить не смог", - напомнил Исаев во время прений.

По словам адвоката, "на вопрос о причинах, по которым административный истец поставлен на профилактический учет, свидетель сообщил, что "это религиозный мотив – салафитское течение в исламе".

"По мнению свидетеля, экстремистские взгляды административного истца выражаются в его внешнем виде и мышлении, а именно борода, сбритые усы, короткие штаны, у человека идут разговоры: "Братья, убивайте неверных". Однако лично от Магомедова он не слышал этого, - пересказал Исаев. - О склонности Магомедова к совершению преступлений экстремистского и террористического характера свидетель сделал вывод, исходя из того, что он постоянно ходит в мечеть на улице генерала Омарова, 15, при том, что лично в указанной мечети его никогда не видел. Личной беседы с Магомедовым он не проводил, так как у "него не было на это времени", и "он сотрудник новый, молодой, с недостатком опыта", и если бы он лично поговорил с ним, то его мнение об административном истце могло измениться", - рассказал Исаев.

Допрошенные в судебном заседании другие свидетели дали в отношении административного истца исключительно положительную характеристику, указав на его резко негативное отношение к деятельности экстремистских организаций и лиц, участвующих в такой деятельности, а также на его непричастность к деятельности таких организаций, заявил адвокат. 

Шамиль Исаев назвал доводы представителя административного ответчика необоснованными и противоречащими сложившейся правоприменительной практике.

"В нарушении части 11 статьи 226 КАС РФ (Кодекс административного судопроизводства РФ, - прим. "Кавказского узла") административным ответчиком по итогам рассмотрения дела обязанность доказывания законности и обоснованности постановки Магомедова на профилактический учет по категории "экстремист" не выполнена. Вышеизложенное свидетельствует о незаконности постановки Магомедова Магомеда на профилактический учет, и является плодом профессиональной неквалифицированности отдельного персонала", - считает защитник журналиста.

Представитель МВД заявил об обоснованности постановки на профучет

Во время прений представитель ответчика Рамазан-Эфенди Рамазанов заявил, что "Магомед Магомедов был обоснованно поставлен на профилактический учет, о чем свидетельствуют документы, представленные ранее в суде".

Он также отметил, что свидетельские показания, данные соседом и бывшим сотрудником Ленинского РОВД Махачкалы, который характеризовал Магомеда Магомедова только с хорошей стороны, не могут быть приняты к сведению, так как свидетель заявил, что близко знаком с отцом истца, работал с ним, что показывает его прямую заинтересованность в данном деле. Также Рамазанов отметил, что "никакой критики не выдерживают и показания соседки Магомедова".

Потенциальная общественная опасность, исходящая от Магомедова, является реальной

Рамазанов заявил что "потенциальная общественная опасность, исходящая от Магомедова, является реальной".

"Согласно оперативно-значимой информации, имеющейся в распоряжении оперативных служб управления МВД России по Махачкале, одним из подтверждений преступного поведения Магомеда Магомедова является факт возбуждения в отношении него уголовного дела, по которому ему уже предъявлено обвинение", - заявил Рамазанов. На основании всего этого он просил суд отказать Магомедову в снятии его с профучета.

Тем не менее суд вынес решение удовлетворить административное исковое заявление Магомеда Магомедова, признать профучет незаконным и нарушающим его права и свободы. Суд обязал МВД Дагестана и отдел полиции по Советскому району Махачкалы в месячный срок со дня вступления в силу данного решения суда снять Магомедова с профучета.

Напомним, что Магомед Магомедов подозревается в незаконном хранении оружия и наркотиков. В настоящее время журналист находится под домашним арестом, вину Магомедов не признает.

источник: корреспондент "Кавказского узла"