Евреи Юга России сегодня начинают восьмидневное празднование Хануки
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители еврейских общин Юга России наряду с евреями всего мира сегодня начинают отмечать ежегодный восьмидневный праздник Хануку. В течение восьми дней в синагогах будет читаться особая молитва, а в домах тех, кто празднует Хануку, будут гореть свечи.
Ханука - еврейский праздник свечей. Свечи зажигают в память о чуде, произошедшем при освящении храма после победы в 164 году до нашей эры войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха, запрещавшего иудаизм. Согласно преданию, во время войны между греками и евреями в разгромленном еврейском храме осталась нетронутой лишь одна свеча, которая продолжала гореть восемь дней.
О том, как празднуется Ханука в синагогах и домах евреев на Юге России, рассказала в своем блоге на "Кавказском узле" историк Наима Нефляшева.
Еврейский праздник Ханука - один из самых продолжительных праздников в мире. В 2015 году он выпал на 6-14 декабря, а в 2016-м начинается вечером 24 декабря и продлится до 1 января, пишет сайт Every-Holiday.Ru.
Среди традиций, связанных с Ханукой, на первом месте – зажигание свечей, количество которых в зависимости от дня празднования различается. Так, в первые сутки гореть должна только одна свеча, а каждый новый день нужно зажигать еще одну. В итоге к концу Хануки свечей должно гореть восемь. Для свечей используют особый светильник-восьмисвечник — ханукию, или ханукальную менору, отмечается на сайте интернет-проекта горских евреев Gorskie.Ru.
"В эти дни каждый еврейский дом зажигает ханукальную менору, в каждой еврейской семье вспоминают о великом чуде светильника, горевшего 8 дней без перерыва в Иерусалимском храме. Название праздника в нашем святом языке происходит от корня, у которого два значения, тесно связанных между собой. "Ханука" — это "освящение", "основание чего-то". Когда освобожденный храм очистили от скверны, когда вновь зажгли в нем светильник – это называлось "ханукат амикдаш", "освящение дома Б-жьего". Но от этого же корня происходит и слово "хинух", "воспитание". И в этом есть глубокий смысл", - с такими словами обратился к еврейской общине в канун Хануки, 23 декабря, главный раввин России Берл Лазар, чьи слова приведены на сайте "Московского еврейского общинного центра".
В 2016 году Ханука совпала с католическим и протестантским Рождеством. На "Кавказском узле" опубликована статья о том, как отмечают Рождество армянские католики в Джавахетии, чем традиции празднования там этого праздника отличаются от общепринятых у католиков во всем мире и с какими трудностями оно сопряжено. Статью сопровождает видеосюжет "Католическое Рождество в армянских селах Джавахетии".
"Кавказский узел" писал о посещении членами Еврейской этнографической экспедиции в 2012-2014 годах еврейских общин Армавира, Сочи, Новороссийска, Краснодара, Таганрога, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Волгограда, Волжского, Невинномысска, Майкопа, Ставрополя, Кисловодска. В Ставрополе участники экспедиции подняли вопрос о строительстве общинного центра. А в Краснодарском крае общины остро нуждаются в раввинах, отметили они. В целом же, согласно их выводам, главной проблемой еврейских общин Юга России является ассимиляция, а проблема антисемитизма в южных регионах России практически отсутствует.
Так, например, жители Дербента одобрили установку в городе памятника евреям-фронтовикам.
Между тем в августе 2013 года "Кавказский узел" писал о нападении на еврейский детский сад в Волгограде во время байк-шоу "Сталинград", приуроченного к Дню памяти жертв бомбардировки Сталинграда немецко-фашистской авиацией. Неизвестные закидали камнями детский сад "Ган Геула".
"Кавказский узел" также сообщал об инциденте с еврейской общиной в Грузии. В 2013 году во время празднования Хануки в Тбилиси группа из 10 человек попыталась сорвать зажжение свечей, которое должен был совершить президент.