Процесс по "Нардаранскому делу" прерван после акции протеста подсудимых

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На процессе по "Нардаранскому делу" суд отказался удовлетворить ходатайства защиты об исследовании доказательств и вызове для допроса свидетелей, в том числе главы МВД Азербайджана Рамиля Усубова. После этого подсудимые выразили протест действиям судьи и отказались от участия в процессе, который на этом был прерван, передает корреспондент "Кавказского узла".

Как информировал "Кавказский узел", процесс по "Нардаранскому делу" начался в Баку 3 августа 2016 года. На заседании 21 октября подсудимый, лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и еще 17 фигурантов дела заявили о продолжающихся избиениях в СИЗО, а четверо из пяти опрошенных в качестве свидетелей полицейских не смогли подтвердить участие обвиняемых в беспорядках. На заседании суда 30 ноября от участия в процессе были отстранены все подсудимые, и 3 декабря слушание проходило в их отсутствие, в связи с чем они посчитали процесс бессмысленным и подали письменное заявление об отказе от адвокатов.

26 ноября 2015 года в азербайджанском городе Нардаране в ходе спецоперации были задержаны 14 человек. Это спровоцировало массовые беспорядки и столкновения с силовиками, в ходе которых семь человек были убиты. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Нардаран".

Назначенное на 12 декабря заседание по делу не состоялось по техническим причинам и было перенесено на два дня, уточнили корреспонденту "Кавказского узла" в суде.

На слушании 14 декабря подсудимые были возвращены в зал суда. Председательствующий судья Аловсат Аббасов сообщил, что подсудимых вернули в зал с учетом их письменного обращения. В то же время судья сказал, что их отказ от адвокатов не принимается, потому что их доводы не состоятельны, передает корреспондент "Кавказского узла".

Далее адвокат Багирзаде и еще 4 подсудимых Ялчин Иманов ходатайствовал о вызове в суд главы МВД Рамиля Усубова в качестве свидетеля. Адвокат мотивировал это нестыковками заявления министра спустя несколько дней после спецоперации в Нардаране с содержанием материалов уголовного дела.

"К примеру, 2 декабря 2015 года министр в интервью по телевидению заявил, что операция была проведена из-за криминогенной ситуации в Нардаране, поскольку ранее между жителями поселка были 23 случая противостояния с полицией. А в материалах уголовного дела написано, что операция проводилась в связи с оперативной информацией, поступившей в Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД о подготовке Талехом Багирзаде и его сторонниками вооруженного переворота. Поэтому непонятно, была ли эта карательная акция против жителей Нардарана или операция конкретно против Багирзаде", - сказал адвокат.

По словам Иманова, министр Усубов также говорил, что в ходе спецоперации помимо двух сотрудников полиции были убиты еще пять человек из числа жителей Нардарана. "Но кто этот пятый? В деле указаны 4 человека. Министр - информированный человек. Если он называет цифры, то имеет основания. Пусть придет и внесет ясность", - сказал адвокат в суде.

Усубов также говорил о том, что спецоперация проводилась по указанию президента страны, добавил Иманов.

Адвокат в обоснование ходатайства представил суду диски с записью интервью главы МВД и просил просмотреть его во время этапа исследования документов.

Ходатайство Иманова поддержал и его подзащитный Багирзаде.

"Усубова над обязательно вызвать сюда. Он в своем интервью фактически переложил ответственность за гибель людей в Нардаране на Ильхама Алиева. Усубов дает понять, что он лишь был исполнителем приказа", - сказал Талех Багирзаде.

Адвокат Иманов далее ходатайствовал о вызове в суд в качестве свидетелей главного врача госпиталя МВД Рамиза Акперова и главврача городской больницы №3 Фикрета Зейналова.

"Обвиняемые Шамиль Абдулалиев и Бахруз Гулиев в суде заявили, что их ранеными в больницу доставили местные жители. В реанимации им дали документы, чтобы они подписались. Как потом выяснилось, это были протоколы допросов. При этом в теле Абдулалиева все еще остаются три пули, а Гулиева – одна пуля. Надо спросить у главврача Зейналова, почему пули не были излечены из тел раненых? Почему у тяжелобольных в реанимации брали подписи?" - сказал Иманов.

Защитник отметил, что сотрудники полиции в суде говорили, что раненых увозили на машинах скорой помощи.

"Но мы получили официальный ответ из Бакинской городской станции скорой помощи о том, что в тот день в Нардаран не было вызовов. У главврача госпиталя МВД мы хотели бы спросить, кто доставил туда двух погибших сотрудников полиции? Каков был характер ранений? Из какого типа оружия в них стреляли? Также вызывают вопросы, почему тела погибших местных жителей выдали родным спустя 9 дней? Где хранились столько времени трупы?" - добавил он.

Багирзаде со своей стороны ходатайствовал о запросе оперативной видеозаписи спецоперации.

"Во время операции велась съемка. Но записи не представляют в суд, ибо в них нет ничего того, что нам приписывают – вооруженного сопротивления. Напротив, съемки свидетельствуют о зверствах полиции", - считает подсудимый.

После этого суд удалился в совещательную комнату, чтобы выразить отношение к ходатайствам, выдвинутым на этом и предыдущих заседаниях, когда адвокаты просили вызвать в качестве свидетелей понятых - начальников 12-го и 42-го отделений полиции и руководителя спецоперации, начальника отдела ГУБОП Керима Алимарданова.

Вернувшись, судья сообщил об отклонении всех ходатайств.

Это вызвало негодование у адвокатов.

"Тут полицейские на многие наши вопросы отвечали, что не владеют информацией. Они говорили, что на эти вопросы может ответить Керим Алимарданов, и вы тут не хотите его допрашивать. В деле восемь понятых. Они дали показания, что стали свидетелями изъятия у 17 обвиняемых ручных гранат, кастетов, ножей. По словам полицейских, операция проводилась всего 15 минут. Если поделить это время на досмотр находившихся там людей, изъятие указанных предметов, то получается едва ли не полминуты на каждого человека. Получается, что каждый понятой одновременно был свидетелем при досмотре трех человек. Но это же абсурд, и вы не хотите это расследовать", - сказал адвокат.

После перерыва подсудимый, зампред движения "Мусульманское единство" Аббас Гусейнов заметил в зале суда сотрудника полиции в штатском, который представился журналистом, но не смог ответить на вопрос, в каком издании работает. После словесной перепалки он был удален из зала.

После этого подсудимый Багирзаде обратился к судье, но тот его перебил и потребовал сесть на место. После отказа подсудимого выполнить это требование, судья принял решение временно удалить его из зала суда. Это вызвало бурные протесты других подсудимых, которые заявили, что также отказываются от участия в процессе.

На этом судья прервал заседание. Судьи вышли из зала, не объявив дату следующего заседания.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями сторон процесса относительно хода судебных слушаний.

Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, которые освещает "Кавказский узел", публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"