Защита указала на вмешательство следствия в судебный процесс по делу Гериева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Следственные органы без судебного запроса направили в Верховный суд Чечни документы, которые приобщены к материалам дела в отношении корреспондента "Кавказского узла" Жалауди Гериева, осужденного по обвинению в незаконном хранении наркотиков, сообщил его адвокат. Защита потребовала проведения проверки законности таких действий со стороны следствия.

Как информировал "Кавказский узел", Жалауди Гериев 5 сентября был приговорен к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. В суде первой инстанции он полностью опроверг версию следствия и заявил, что давал показания под давлением. Верховный суд Чечни 15 ноября приступил к рассмотрению жалобы на приговор Жалауди Гериеву, вынесенный Шалинским райсудом 5 сентября. На заседании 13 декабря суд запретил осуществлять видеосъемку, заявив, что на видео "получается театр одного актера". При этом в начале рассмотрения данного дела при разрешении вопроса о ведении видеосъемки председательствующий сам запретил снимать состав суда и представителей гособвинения, разрешив лишь проведение съемки выступлений защиты и свидетелей.

В видеосюжете "Кавказского узла" запрет на видеофиксацию и подробности сегодняшнего заседания комментирует защитник Гериева.

13 декабря судебное заседание в Верховном суде Чечни началось с исследования и приобщения к материалам дела постановления следствия об отказе в возбуждении уголовного дела о похищении и применении насилия к Гериеву, передает корреспондент "Кавказского узла".

Защита заявила ходатайство об исследовании судебного запроса, в ответ на который в суд поступил данный документ.

"Постановление должно было быть вынесено на запрос из суда. И председательствующий, и все члены коллегии, и сам Шаухалов, на имя которого пришел ответ, говорят, что такого запроса нет, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Жалауди Гериева Алауди Мусаев. - Начальник следственного управления по своей инициативе направил это постановление не понятно для чего. Но нам-то это понятно, как и судебной коллегии, которая 9 декабря с опозданием пришла в судебное заседание, ожидая это постановление, как позже было установлено".

"Кавказский узел" сообщал, что назначенное на 9 декабря заседание Верховного суда Чечни было прервано после ходатайства об отводе судейской коллегии в связи с тем, что, со слов председательствующего, одному из судей понадобилась медпомощь. В перерыве заседания в суд был доставлен оригинал постановления об отказе расследовать заявление Гериева о похищении и применении насилия во время следствия. До этого на заседании 7 декабря была представлена только распечатка этого постановления - тогда электронное письмо с документом пришло за две минуты до того, как судейская коллегия зашла в зал заседаний, что, по мнению защиты, свидетельствует о согласованности действий судей и представителей следствия.

Исследовав поступивший из следственных органов документ, защита обратилась к суду с сообщением о преступлении, которое попросила занести в протокол судебного заседания и направить председателю СКР Александру Бастрыкину.

По словам Мусаева, Гериев и его защитники консолидированно считают, что постановление следствия, которое в отсутствие судебного запроса сначала поступило по электронной почте в суд, а затем было направлено судье в письменном виде, призвано "опорочить апелляционные доводы стороны защиты и преследует целью воспрепятствовать отправлению правосудия".

"Мы считаем, что действия... должностных лиц подпадают под соответствующую статью УК РФ", - сказал адвокат.

Основные доводы апелляционной жалобы защиты Гериева построены на показаниях свидетелей защиты, очевидцев похищения Гериева и подброса ему наркотических средств, которые были допрошены в суде первой инстанции, отметил защитник.

Однако эти свидетели под давлением изменили свои показания, и на основании этого следствие отказало в возбуждении дела о похищении, считает защита Гериева.

Следствие, подчеркнул Мусаев, направило в ВС Чечни без судебного запроса два разных по содержанию и дате постановления по одному заявлению матери Гериева.

"Они опросили этих свидетелей, и они поменяли показания. Мы будем ходатайствовать об их вызове, они дали в суде показания под присягой, а следствию даны не под присягой", - отметил адвокат.

Следственные органы не являются участником судебного процесса по делу Гериева, в связи с чем не могут по собственной инициативе направлять в суд те или иные документы, заявил Мусаев.

Это основание стало причиной очередного заявления об отводе всему составу судебной коллегии, которая, как считает защита, заинтересована в обвинительном исходе дела Гериева.

"Суд играет в одной команде со следствием... Мы сегодня (13 декабря) заявили отвод всему составу суда, потому что они... не только занимают сторону обвинения, но и подменяют прокуроров, добывая доказательства виновности Гериева. Наш подзащитный невиновен и не совершал этого преступления, потому им не удастся этого сделать", - считает Мусаев.

Мусаев уточнил, что суд отказался направлять на проверку в Следственный комитет материалы дела по поводу поступивших со стороны следствия без запроса суда постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Гериева.

"Председательствующий отказался направлять материалы Бастрыкину, заявив, что преждевременно сообщать о преступлении. Я впервые слышу такую формулировку, что о совершении преступления нужно заявлять, чего-то выждав", - сказал адвокат.

Гособвинитель связал запрет видеосъемки в суде с нежеланием "выносить сор из избы"

Начало судебного процесса 13 декабря проходило в отсутствие родственников подсудимого и журналистов, однако спустя несколько минут их впустили в зал суда.

"Как только зашли зрители и журналисты, председательствующий, обращаясь к журналистам, сказал, что съемка в судебном процессе запрещается. То есть принятое всей коллегией постановление о разрешении видеосъемки этого процесса сам председательствующий отменил без вынесения мотивированного, обоснованного и законного решения. Мы возразили на действия и заявили новое ходатайство о разрешении на видеосъемку. Обратили внимание, что не может быть произвольного постановления о запрете съемки без объяснения причин. Привели постановление Верховного суда России и нормы УПК", - рассказал Мусаев.

Против удовлетворения ходатайства возразил прокурор. "Этот процесс имеет большой общественный резонанс, политическую окраску, и видеосъемка выносит этот сор из избы", - сказал он.

В результате суд постановил запретить дальнейшую видеосъемку судебного процесса. "Постановление не мотивированно, не обоснованно... но мы можем только возражать", - отметил адвокат.

По его словам, защита также просила на период допроса Гериева разрешить видеосъемку, но получила отказ.

Суд 13 декабря удовлетворил только ходатайство гособвинителя об переносе заседания на неделю для того, чтобы согласовать с руководством прокуратуры позицию относительно законности отказного постановления следствия по сообщению о похищении и применении насилия к Гериеву, сообщил адвокат.

В свою очередь защита просила не нарушать разумные сроки рассмотрения дела в суде и проводить заседания ежедневно. "Нас не услышали, после чего мы заявили ходатайство - коль скоро процесс откладывается еще на одну неделю - об изменении меры пресечения нашему доверителю хотя бы на домашний арест. И здесь снова отказ", - рассказал Мусаев.

Защита обжалует отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о похищении Гериева

14 декабря защита Гериева намерена передать в следственные органы жалобу на оба постановления об отказе в возбуждении уголовного дела о его похищении и применении к нему насилия, отметил адвокат.

"Гериев - это жертва правового хамства со стороны правоохранительных органов, которого похитили, ему подбросили наркотические средства. Процессуальные документы, протокол осмотра места происшествия, протокол досмотра - "инвалидны". Все показания, якобы данные Гериевым, не могут быть признаны допустимыми, потому что добыты с фундаментальными нарушениями уголовно-процессуального закона", - считает Мусаев.

Он также отметил, что протокол допроса подозреваемого напечатан на компьютере, распечатан на принтере, при том, что никаких приспособлений для допроса Гериева в качестве подозреваемого и условий для распечатывания на принтере в спецприемнике нет.

"Сам Гериев пояснил, что его не допрашивали, протокол принесли в распечатанном виде, он, не читая, подписал. Свидетель косвенно подтвердил, что сначала набрал на компьютере, потом поехал в Ленинский райотдел и распечатал", - сообщил адвокат.

Защитник указал на нестыковки в протоколе следствия относительно проведения проверки показаний с выездом на место, согласно которому Гериеву в присутствии понятых было предложено показать место, где он собирал коноплю.

"Как пишет сам следователь в протоколе... они поехали в машине с адвокатом, следователями, понятыми, а Гериева повезли на автозаке. Каким же образом понятые подтверждают, что он показывал движение и маршрут, если с ним не находились во время проведения следственного эксперимента?" - задается вопросом Мусаев.

Защита полагает, что все процессуальные документы следствия не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

Следующее заседание назначено на 20 декабря.

Комментариями остальных участников процесса относительно хода судебного заседания по делу Гериева, а также комментариями представителей следствия по поводу сообщения адвоката Мусаева "Кавказский узел" пока не располагает.

"Кавказский узел" считает дело в отношении Жалауди Гериева сфабрикованным, а обвинения в употреблении наркотиков – полностью надуманными. Отсутствие прямых доказательств вины Гериева и давление на него в ходе следствия дают основания полагать, что уголовное преследование корреспондента "Кавказского узла" связано с его профессиональной деятельностью.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Гериева политзаключенным. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" подготовлена биографическая справка о Жалауди Гериеве.

Ход судебного процесса по делу Жалауди Гериева освещается на тематической странице "Дело Гериева", в разделе "Справочник" опубликован материал "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования". Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"