Фотографы в Дербенте проводят 3D-оцифровку уникальных памятников культуры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С 8 по 11 декабря в Дербенте команда из четырех фотографов занимается 3D-оцифровкой музейных экспонатов и объектов культурного наследия, которые нуждаются в сохранении. Проект проводится фондом "Пери".

Фонд реализует программу "Культурное наследие 2.0" с 2015 года. Оцифровка объектов в Дербенте началась весной 2016 года. Это международная программа, которая реализуется в партнерстве с мадридской компанией "Фактум Арте" и фондом "Джума Аль Маджид" из ОАЭ.

В рамках программы уже создана 3D-модель объектов старейшего мусульманского села в Дагестане Кала-корейш.

"Дербент выбран как один из древнейших и богатейших с точки зрения наличия объектов культурного наследия городов, которые представляют интерес для профессионального научного сообщества, - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" представитель фонда "Пери" Вера Яковлева. - Выбор экспонатов для оцифровки в Дербенте был произведен с привлечением специалистов Института истории, археологии и этнографии. Нам активно помогал его директор Махач Мусаев, с которым мы также работаем над отдельным направление программы "Культурное наследие 2.0" по сканированию древних рукописей и созданию лаборатории по их восстановлению и консервации".

По словам Яковлевой, участники программы хотят сделать объекты культуры и истории доступными исследователям, студентам и широкой публике, а также "содействовать мониторингу состояния и реставрации, популяризировать культурное наследие в России и за рубежом, сохранить для будущих поколений с возможностью дальнейшего воспроизведения". 

Для оцифровки уже выбраны плиты из экспозиции музея в крепости Нарын-кала с надписью 792 года, надписи над аркой ворот Орта-капы и на башне у Бабал-Кийама. Специалисты будут работать с надписями XV века над воротами Кирхляр-капы, с религиозными текстами на стелах XI-XII веков на улице Мамедбекова и надмогильными памятниками в цитадели Нарын-кала, сообщают в фонде "Пери".

По словам Веры Яковлевой, в данный момент фонд проводит отбор участников для следующей экспедиции – в Ферапонтово. Участники будут заниматься 3D-оцифровкой фресок Дионисия из собора Рождества Богородицы.

Участник проекта в Дербенте, фотограф Геннадий Викторов рассказал, что у команды фотографов уже есть предварительный список объектов, которые будут оцифрованы.

"Есть такая технология – фотограмметрия. С помощью этой технологии можно создавать 3D-модели высокого качества. Мы снимаем модель по кругу с небольшим шагом, снимаем вокруг - от самого низа, потом поднимаемся на 15 см и опять по кругу. В сумме получается фотографий 500 со всех сторон. Есть программа, которая с помощью этих фотографий создает 3D-модель, и с помощью 3D-принтера мы можем создать точную копию этого объекта. Мы создаем архив этих копий", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Мы оцифровываем то, что рушится, чтобы потом можно было восстановить и изучать

Викторов добавил, что обучался этой технологии в Испании вместе с фотографом Шамилем Гаджидадаевым, а теперь они вдвоем помогают еще двоим фотографам освоить технологию.

"Вот сейчас мы сделали копию объекта и можем ее еще раз сделать через пять лет, чтобы сравнить, как он изменяется, разрушается. Для реставраторов эта модель нужна – чтобы понять, как объект выглядел. Или, например, мы оцифровываем какое-то заброшенное село или объект, до которого сложно добраться физически, и полученный результат можем отсюда отправить в Москву, где специалисты смогут расшифровать надписи или оценить уникальность этой находки", - добавил он.

Цифровой архив будет храниться в Институте истории, археологии и этнографии в Махачкале. "Мы не будем делать физические копии, пока это не нужно", - сказал Викторов.

Еще один участник программы, фотограф Шамиль Гаджидадаев отметил, что создание цифровых копий объектов позволит исследовать их специалистам по всему миру, не приезжая в Дербент.

"Мы оцифровываем то, что рушится, чтобы потом можно было восстановить и изучать. Многие объекты мы уже потеряли, и не сохранились даже фотографии этого. Модель виртуальная, и люди, которым это интересно, смогут ее изучать, не приезжая в Дербент", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Плоды оцифровки удастся оценить лишь тогда, когда часть памятников окажется недоступной в первоначальном виде

Результаты создания цифровых копий этих объектов можно будет оценить, когда часть оригиналов будет уже недоступна, сказал корреспонденту "Кавказского узла" историк Сергей Манышев.

"Речь идет об уникальных культурных памятниках, которые так или иначе начинают разрушаться: как под воздействием естественных причин, так и от деятельности человека. И, возможно, плоды этой оцифровки удастся оценить не сразу, а лишь тогда, когда часть оцифрованных памятников окажется недоступной в их первоначальном виде, - отметил он. - Целенаправленному изучению дербентской эпиграфики почти 300 лет. Впервые на эти памятники свое пристальное внимание обратил Дмитрий Кантемир, который возглавлял походную канцелярию императора Петра Первого во время его Каспийского похода. Именно им был скопирован ряд надписей для дальнейшего их изучения".

По словам историка, по сей день изучение памятников Дербента продолжается дагестанскими археологами и востоковедами, в частности Муртузом Гаджиевым, которым относительно недавно был опубликован корпус среднеперсидских надписей Дербента. "Я думаю, что оцифровка - это закономерный новый этап в изучении и сохранении культурного наследия одного из древнейших городов России", - сказал Манышев.

Дербент в сентябре 2015 года отметил свое 2000-летие. В городе сохранилось большое количество архитектурных памятников различных исторических периодов, отмечается в справке о Дербенте, опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"