Армения: непопулярность местных выборов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На каменной скамье у временного деревянного домика сидит пятидесятилетний мужчина. Его зовут Мушег Саркисян и на выборы он не пойдет. "Не верю я никому, - говорит он, - власти приходят, обещают дать мне квартиру, работу, а я как жил здесь, так и живу. И работы у меня нет".
Как и предвидели многие, местные выборы, проходившие в Армении 20 октября, принесли громкую победу двум проправительственным группам - Республиканской Партии во главе с премьер-министром Андраником Маркаряном и лояльной президенту националистической "Дашнакцутюн".
Между тем жители трех армянских городов сообщают, что кандидатам пришлось прибегнуть к отчаянным мерам для того, чтобы заставить людей прийти на выборы - за голоса избирателям предлагались деньги и транспорт для доставки к избирательному пункту.
Многие жители и вовсе не интересовались выборами местных органов власти. Мушег Саркисян, который живет в Гюмри, в 90 км от Еревана, был одним из таких "безразличных" избирателей.
Саркисян потерял свой дом в 1988 году в результате сильного землетрясения, которое разрушило расположенный на юге Армении город Гюмри. Тогда погибли более 25,000 человек, и около пятисот тысяч остались без крова. Свое невысокое мнение об избираемых чиновниках он объясняет тем, что даже теперь, когда прошло целых четырнадцать лет, они не могут должным образом позаботиться о тех, кто пострадал во время землетрясения.
"Какой смысл в том, чтобы идти на выборы? Все равно пройдет тот, кого поддерживает президент или премьер-министр. Так было и на прошлых выборах, так будет и всегда. От наших голосов мало что зависит".Хотя выборы были провозглашены состоявшимися, согласно официальным данным, голосовать пришли только около 40% населения, однако даже эта цифра подвергается сомнению. По данным центральной избирательной комиссии, менее, чем 35% избирательного контингента Гюмри приняли участие в голосовании. Согласно распространенному мнению, количество избирателей искусственно завышают, чтобы легко можно было бы подтасовать результаты выборов, подложив в урны поддельные бюллетени.
"Нет у нас 110 тысяч избирателей, на весь город кое-как наберется около 100 тысяч жителей. Откуда у властей эти цифры?", - удивляется Нина Давидян."Знаете, у нас избиркомы сформированы по родственному принципу - во всех комиссиях есть или родственники мэра, или его друзья," - говорит Ануш Месропян, живущая в Гюмри. - А то, что основная масса народа не приходит на выборы, им даже на руку - меньше будет так называемых случайностей".
Как считает оппозиция, властям выгодно, чтобы ключевые позиции в местных органах исполнительной власти, занимали представители партии Дашнакцутюн, поддерживающей президента или Республиканской, поддерживающей премьер-министра.
Виген Хачатрян, лидер Либерально-демократической партии (не связана с партией Рамкавар-азатакан, что в переводе с армянского также означает "либерально-демократическая"), полагает, что представители правящих сил во время предстоящих в 2003 году президентских и парламентских выборов будут способствовать переизбранию Роберта Кочаряна. "Новоизбранный мэр или председатель сельсовета сделает все для того, чтобы президентом остался Роберт Кочарян, а на парламентских выборах большинство было у республиканцев", - говорит Хачатрян.
Между тем переизбранному на пост мэра Гюмри Вардану Гукасяну удалось завоевать какое-то доверие местного населения. За Гукасяна проголосовала и Нина Давидян: "Этот хоть что-то делает, вон строительство идет, около тысячи человек имеют работу. А новый - не знаю. Да и потом говорят, что за Гукасяном стоит президент".
Однако многие голоса были просто-напросто куплены. "День прожили - и ладно, - говорит старая женщина, отказавшаяся назваться. - В Гюмри холодно, а вот один из кандидатов пару кубометров дров подкинул. Нет, не скажу я вам, как меня зовут. Вы уедете, а мне тут жить. Знаете, у нас легче всего избраться, заплатив голосующему некоторую сумму. Самая высокая цена - $10. А что нам делать - хоть неделю на эти деньги можно прожит".
А в Ванадзоре, как говорят местные жители, голос можно купить за 1000 драмов, что меньше двух долларов.
"Нам привили психологию иждивенцев. Это одна из причин нежелания участвовать в выборах", - говорит председатель Ванадзорского отделения Хельсинкской Гражданской Ассамблеи Артур Сакунц.Ванадзор также пострадал от землетрясения 1988 года, но разрушений здесь меньше. Ванадзор был крупным промышленным центром в советское время. На химическом и металлургическом заводах работало несколько десятков тысяч человек. Сейчас на заводах работает всего две тысячи человек.
"У нас ни работы, ни будущего, и вряд ли в ближайшее время положение изменится к лучшему",- говорит Мара Аракелян, журналистка ванадзорской газеты "Гражданская инициатива". А таксист Каро делится своими планами: "Как только у меня появятся 250 долларов, я расплачусь с долгами и эмигрирую в Россию. Там есть работа".
И здесь выборы проходили на фоне скептицизма в отношении честности связанных с ними мероприятий, и таким же низким - около 35% - был здесь процент явки населения. Мэр города Самвел Дарбинаян, который является членом Республиканской Партии, был переизбран на этом посту.
Другой действующий мэр от Республиканской Партии Ашот Галаджян, который возглавляет правительство расположенного в 20 км от Еревана города Аштарак, тоже был переизбран. Этого результата ждали все. "Он же человек премьер-министра, как можно за него не голосовать", - сказала восьмидесятилетняя Србуи Капанцян. Галаджян сохранил свой пост после того, как он предоставил избирателям маршрутки, которые доставили их к избирательным пунктам - практика, к которой прибег и его главный оппонент.
И все же по мнению как местных, так и европейских наблюдателей, выборы в органы местного самоуправления в Армении состоялись. "'Несмотря на отдельные нарушения, они проводились по международным стандартам. А это в нынешних политических условиях в Армении - шаг вперед", - подчеркнул наблюдатель от Совета Европы, представитель Великобритании Кристофер Ньюбери.
Опубликовано 29 октября 2002 года.