Пользователи соцсетей призвали проверить Хамхоева на причастность к пыткам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Центр по противодействию экстремизма МВД Ингушетии под руководством задержанного Тимура Хамхоева получил славу "пыточной" за многочисленные жалобы задержанных на применение насилия. Хамхоев должен быть проверен на причастность к пыткам, а судебные вердикты по делам, которыми занималось его ведомство, пересмотрены, пишут пользователи соцсетей, комментируя задержание силовика.
Как писал "Кавказский узел", 7 декабря было объявлено о задержании начальника ингушского ЦПЭ Тимура Хамхоева. По информации МВД, он является одним из подозреваемых по делу о разбойном нападении. Потерпевший по делу утверждает, что его избили, отняли автомобиль и телефон, а также потребовали заплатить 800 тысяч рублей. При этом по неофициальной версии источников в правоохранительных органах, задержание Хамхоева связано с делом о смерти задержанного Магомеда Далиева.
Во время допроса в ЦПЭ Ингушетии скончался 50-летний Магомед Далиев. По версии силовиков, он был заподозрен в причастности к разбойному нападению на банк и умер от инфаркта. При этом на теле Далиева были обнаружены следы пыток, а его супруга сообщила, что после случившегося была избита. Смерть Далиева получила большой общественный резонанс, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров просил окружное управление МВД направить в республику специальную комиссию для расследования инцидента.
Потерпевшим по делу Хамхоева признан гражданин Азербайджана
По делу главы ЦПЭ Ингушетии задержан также оперуполномоченный ведомства Адлан Хамхоев, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" источник в правоохранительных органах, не уточнив, являются ли задержанные родственниками. Кроме того, по словам источника, среди задержанных по делу действующий сотрудник ингушского управления ФСБ.
7 декабря был задержан еще целый ряд сотрудников центра, но их после опроса отпустили, добавил источник.
Ингушское управление СКР распространило сегодня релиз, в котором уточнило, что потерпевшим по делу Хамхоева является гражданин Азербайджана.
"По уголовному делу проведены первоначальные процессуальные и следственные действия. В том числе допрошен потерпевший, свидетели, сотрудники полиции, назначены судебные экспертизы, запрошены характеризующие подозреваемых сведения", – сказано на сайте ведомства.
В 2014 году жителя Ингушетии Магомеда Аушева задержали за стрельбу из свадебного кортежа, после чего он был доставлен в больницу со следами насилия, в тяжелом состоянии. Магомеда жестоко пытали в здании ведомства Хамхоева, сообщал брат пострадавшего Мурад. Правозащитник Магомед Муцольгов опубликовал в своем блоге заявление Мурада Аушева, в котором рассказываются подробности пыток. Мать Аушева сообщала об угрозах со стороны силовиков.
Ведомство Хамхоева получило славу "пыточной"
Хамхоев уже три года исполняет обязанности начальника республиканского ЦПЭ, и возглавляемое им учреждение местные жители часто называют "пыточной". Несмотря на то, что в жалобах на пытки многие задержанные напрямую называют конкретных сотрудников и руководителя ведомства причастными к жестокому обращению с ними, все уголовные дела о пытках возбуждаются в отношении "неустановленных сотрудников ЦПЭ МВД по Ингушетии", говорится в сегодняшней статье "Новой газеты" о задержании Хамхоева.
"До вчерашнего дня Следственный комитет был глух и слеп к показаниям жертв насилия со стороны сотрудников ЦПЭ... Центры по борьбе с экстремизмом – особые учреждения, полномочия которых размыты, а схема подчинения – непрозрачна. Своеобразная каста неприкасаемых даже для государства, сотрудникам которых дан мандат на любые, в том числе и сомнительные с точки зрения закона, действия", – отмечается в материале издания.
Там также приводятся показания ныне уволенного сотрудника Управления по экономической безопасности МВД Ингушетии Тимура Кациева, который утверждает, что 21 февраля 2014 года его начальник позвал его в кабинет, где находился Хамхоев, после чего обратился к последнему со словами: "Вот он, забирай к себе и поработай". По словам Кациева, затем его отвезли в ведомство Хамхоева. Пострадавший утверждает, что подвергся жестоким пыткам за сбор материалов о коррупционных преступлениях высокопоставленных силовиков. Он пытается добиться восстановления на работе и привлечения к ответственности тех, кто участвовал в пытках, но безрезультатно.
После смерти Далиева жители республики собирались выйти на митинг, требуя отставки Хамхоева, сообщил бывший сотрудник МВД Ингушетии Магомед М. По его словам, в Ингушетии "сложно будет найти человека", который бы сказал о задержанном "что-то хорошее".
"Он обращался с людьми, как со скотом. Разговаривал только матом. При этом ощущал свою всесильность", – приводит слова бывшего силовика MK.ru.
Пользователи соцсетей: пытки в республике применяются к задержанным системно
В день задержания Тимура Хамхоева в соцсетях Facebook и "ВКонтакте" развернулась оживленная дискуссия по поводу случившегося. Некоторые из пользователей сообщали об известных им случаях пыток и указывали, что подобное обращение с задержанными было систематическим, и в результате те оговаривали себя.
"Многие из тех, кто подвергался пыткам, месяцами содержались в своих камерах без предъявления каких-либо обвинений... являлось обычной практикой использование пыток для выбивания признательных показаний. Люди готовы были признать что угодно, лишь бы их больше не мучили. Выбитые под пытками показания становились основой для судебного процесса над теми, кого пытали", – пишет пользователь Мурад Богатырев.
"Неплохо было бы пересмотреть все дела, а также отправить вслед за Хамхоевым всех судей, которые выносили приговоры, только исходя из признательных показаний обвиняемых", – считает пользовательница Александра Гудименко.
"Руководитель ЦПЭ чем занимается, не знал глава РИ?" – задается вопросом пользователь Амин Цхьоро.
Многие пользователи в комментариях ликовали и жестоко иронизировали.
"Интересно... "Боевиков" при задержании убивают, не получается их живыми взять: то сопротивляются, то взрываются... А этих живыми взяли", – пишет пользовательница Салима Муцольгова.
"Что тут скажешь, лишь одна фраза, ими любимая: "Если бы ничего не было, то не поймали бы!" – отмечает Рустам Картоев.
"Интересно, он тоже скончается во время допроса?" – написал пользователь Алексей Створкин.
Сейчас быстренько соберут бабки за свободные кресла, назначат новых людей, и так будет дальше
"А главарь "экстремистов" уже заявил о пытках? По методичке, вообще-то, обязан был", – пишет другой пользователь Василий Старков.
"Ничего удивительного не вижу в этих задержаниях и увольнениях. Сейчас быстренько соберут бабки за свободные кресла, назначат новых людей, и так будет дальше. Это нормально, это Россия, это Ингушетия", – констатирует пользователь Амир Ужахов.
"За что боролись, на то и напоролись!", – пишет пользователь Мухаммад Хамхо.
"Дай Аллах, чтоб их всех закрыли надолго", – написал комментатор Мустафа Муталиев.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями защиты Хамхоева и других подозреваемых по его делу относительно начавшегося уголовного преследования.