Число пропускаемых в Польшу чеченцев упало на фоне новых причин для поиска ими убежища

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Число выходцев из Чечни, сумевших попасть в Европу из Бреста через Тересполь, в ноябре не превышало десяти человек в сутки, тогда как до середины октября было вдвое большим, подсчитали правозащитники. К причинам, по которым люди стремятся покинуть Чечню, добавились преследования за участие в чеченских военных кампаниях на стороне ичкерийцев, практика принудительной отправки воевать в Сирию или на Украину, выяснил из разговоров с ищущими убежища спецкор "Медузы" Илья Азар.

"Кавказский узел" писал, что поток выходцев из Чечни, пытающихся получить убежище в Европе, попав туда через Польшу из Белоруссии, остается высоким, несмотря на неготовность польских властей предоставлять статус беженцев чеченцам.

Многие желающие бежать из Чечни рассматривают Польшу как точку входа в Европу, после чего стараются продвинуться дальше на Запад, в первую очередь в Германию. В числе причин для поиска убежища - не только политические, такие как преследование в Чечне инакомыслящих, но и социальные, такие как желание улучшить материальное положение или поправить здоровье, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" статье "Как поехать в Европу и получить статус "убеженца".

Сейчас в Бресте не меньше тысячи чеченцев, ищущих убежища, и их поток не иссякает, констатирует Вячеслав Панасюк, координатор юридического направления Миссии помощи беженцам в Бресте, созданной правозащитной организацией Human Constanta.

По подсчетам Human Constanta, если до середины октября через границу пропускали в Польшу примерно 20 выходцев из Чечни в сутки, то в ноябре стали пропускать уже не больше десяти человек, что обычно равняется одной-двум семьям.

"В сентябре 2016-го каждый день в поезде [Брест - Тересполь] ездили 400–600 человек, потому что скоро зима и нужно побыстрее проехать. Сейчас семьи в основном сидят по квартирам, денег уже особенно нет, и в поездах ездят по 200 человек. Количество их не уменьшается, потому что мы постоянно отмечаем новых беженцев", - такие данные, озвученные Вячеславом Панасюком по состоянию на 13 ноября, опубликовала сегодня "Медуза".

При этом, по данным Панасюка, в Бресте постоянно присутствуют "кадыровцы", которые принуждают ищущих возможности выехать в Европу отказаться от этой затеи, и если им удается идентифицировать семью, то в Чечне начинается давление на родственников, за ним следуют видеообращения-отказы от родства с желающими уехать.

29 мая 2016 года"Служба переводов с кавказских языков" опубликовала в YouTube перевод обращения Рамзана Кадырова к чеченской диаспоре. Судя по видеозаписи, Кадыров откровенно угрожает соотечественникам за рубежом. Видеосюжет, в котором рассказывается об этом обращении Кадырова, размещен в видеоблоге "Кавказского узла".

По итогам анкетирования чеченцев в Бресте Панасюк выяснил, что в последнее время в Чечне "начали прессовать" не только ваххабитов или критиков Кадырова, но и мужчин, которые воевали на стороне самопровозглашенной Ичкерии в первой и второй войнах в 1990-х. При этом "кадыровцы присылают людям записи, как они сами их насиловали, и угрожают опубликовать", приводит слова координатора Миссии помощи беженцам спецкор "Медузы" Илья Азар.

Если я стану кадыровцем, мне надо будет убивать. А моим детям будут мстить, даже если я погибну. Кровная месть

Эти данные журналисту подтвердили и опрошенные им в Бресте выходцы из Чечни. "В первую и вторую войну я был ичкерийцем, потом меня амнистировали. Но потом — как что происходит [в Чечне], так меня избивают, - приводит издание слова одного из опрошенных. -  Показывают фотографии и спрашивают, что это, где это, хотя я не знаю. Они хотели, чтобы я на них работал. Говорили, что если я соглашусь, подпишу контракт, то у меня будет 100 тысяч зарплата, дом, машина, везде зеленый свет. Но если я стану кадыровцем, то мне надо будет людей обижать. Они же говорят, что делать надо, и если говорят, что надо убить человека, то надо убивать. А ведь если я что-то плохое сделаю, то моим детям будут мстить, даже если я погибну. Кровная месть".

"Знаю, что некоторых отправляли на Украину и в Сирию, как только они подпишут контракт. Они по телевизору говорят, что у них добровольцы, стотысячная армия, но они избивают и насильно заставляют подписать контракт", - добавил источник "Медузы".

Другие опрошенные в Бресте выходцы из Чечни, чьи рассказы опубликовала сегодня "Медуза", рассказали о том, что бежать из Чечни их вынудило родство с убитыми ваххабитами, пытки с применением сексуального насилия, записанные на видео, обнародованием которого их впоследствии шантажировали, невозможность получить полностью свою зарплату, работая на госпредприятии, и жесткое подавление любых видов инакомыслия.

"Если кто-то не уступил дорогу кортежу Кадырова или обогнал кого-то из его охраны, то он пропадает, и его находят потом мертвым", - привел пример один из источников, чьи истории обнародовал в своем репортаже Илья Азар.

Информация о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию, а также о его борьбе с инакомыслием в республике публикуется "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

Автор: