Крупнейший порт Грузии на грани экологической катастрофы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После дождливого лета местные власти Поти опасаются, что осенние дожди могут повлечь за собой катастрофические последствия для этого крупнейшего города-порта Грузии.
Поти, также как и близлежащий супсинский нефтяной терминал, медленно погружается в Черное море, которое уже отвоевало у города 350 гектаров земли.
"Из-за всемирного потепления и таяния ледников уровень мирового океана ежегодно поднимается на миллиметр", - говорил IWPR эколог Анзор Чхотуа, советник по вопросам окружающей среды мэрии города-порта.
"Но при этом Поти еще и оседает примерно на столько же, поскольку город стоит на песчаном грунте. Так что он погружается в море в два раза быстрее, чем все остальное человечество. Скоро, может быть, даже через 30-40 лет, на этом самом месте, где мы сейчас говорим, будет плескаться море?"
Поти занимает совершенно особое место в экономике Грузии, и роль его неизменно растет. С этим портом связаны фактически все сегодняшние торговые операции и все будущие надежды. Через Потийский порт идет большая часть грузов как для внутреннего потребления, так и транзитных, в том числе почти все грузы для Армении.
Так, 8 октября здесь состоялась церемония открытия первого нефтехранилища, которое входит уникальный в масштабах Грузии комплексный нефтяной терминал, рассчитанный в общей сложности на 120 тысяч тонн нефти и строящийся на средства Европейского банка реконструкции и развития и Черноморского банка торговли и развития. Для участия в этой церемонии в Поти побывал президент Эдуард Шеварднадзе.
Двумя днями позже на пресс-конференции министр транспорта Грузии Мераб Адеишвили заявил, что ориентировочно уже в начале ноября через Потийский и Батумский порты начнут перевозить гуманитарные грузы в Афганистан. Между тем инфраструктура, защищающая Поти от эскапад стихии, грозит развалиться на части в любой момент.
Чего стоит хотя бы разрушающаяся дамба, которой еще в 50-х годах разделили местную реку Риони на два потока. Целью было уменьшение опасности затопления города. Однако отсутствие денег на содержание и эксплуатацию дамбы привело сегодня к тому, что по заключению Института водной экологии Грузии, полтора метра основания дамбы начисто размыты и существует реальная опасность ее разрушения. Тогда наводнения избежать не удастся даже без подключения природных катаклизмов.
Вопреки официальным предупреждениям по вершине дамбы, где располагается трасса, продолжают круглые сутки ходить трейлеры, везущие в Армению и Азербайджан грузы, доставленные в Потийский порт.
"По этому поводу было три заседания правительства, - рассказывает Анзор Чхотуа. - Но реальной помощи оказано не было. А наши специалисты подсчитали, что для восстановительных работ сегодня необходимо полтора миллиона долларов. Если же ремонт отложить еще на год, то потребуется уже 6 миллионов долларов?"
Другого рода, но одинаково смертельная опасность нависла и над городом Супса, куда по трубопроводу приходит ранняя нефть из Баку.
В докладе Конвенции ООН по изменениям климата грузинское правительство сообщило, что, если уровень воды продолжит подниматься такими темпами, "возникнет серьезная опасность для терминала и его инфраструктуры со стороны реки Супса".
Профессор, доктор географических наук Георгий Метревели, предупреждает об опасности залпового выброса нефти и нефтепродуктов при аварии танкеров и трансплантирующих нефтепродукты.
"Это наиболее реально у нефтеналивного буя Супсинского терминала", - сказал профессор IWPR. По его словам, нефтепровод здесь проходит уходит по дну на расстояние около 3 км в море и выходит на нефтеналивной буй, к которому пришвартовывается крупнотоннажный танкер и загружается в течение двух суток.
В случае внезапной непогоды и сильного шквала танкер будет невозможно удержать даже с помощью буксира. Его выбросит на берег. В результате же из танкера в море в залповом режиме выльется такое количество нефти, которое нанесет непоправимый катастрофический ущерб экологии и экосистеме.
Метревели утверждает, что вероятность такой аварии весьма высока, она непременно случится в ближайшие 10 лет.
Если эта кастрофа только ожидается, то уже фактически погибшим можно считать уникальное реликтовое озеро Палеостоми, расположеннное недалеко от устья Риони. Когда-то оно сообщалось с морем через реку, русло которой тянулось на 9 км. Но в 50-х годах был прорыт канал длиной всего в 500 метров, соединивший озеро с морем. Однако в результате по короткому каналу во время штормов морская вода стала в больших количествах поступать в Палеостоми. Еще в 80-х здесь жили множество эндемичных видов рыб. Сейчас из 40 видов осталось 7, из них половина занесены в Красную Книгу. Глубина озера равнялась 6 метрам, сейчас - 2,5 м.
До недавнего времени окрестности Поти - селения Малтаква, Набада, Кундзули считались курортными. И сейчас в летний период на пляжах здесь множество людей, несмотря на запрещающие плакаты и постоянные предупреждения населения по радио и телевидению о том, что купание в море запрещено.
Но главный санитарный врач Поти Гиули Бердзенишвили говорит, что после купания в море даже в разрешенных для этого местах, нужно немедленно искупаться с мылом, "а лучше опрокинуть стопочку водки".
За последние 3 года лабораторные исследования морской воды по всему побережью в районе Поти за редким исключением демонстрировали катастрофическое загрязнение. Море потеряло свой естественный иммунитет и вода представляет серьезную опасность для здоровья. Количество кишечных палочек в тысячи и миллионы раз превышает нормативы. Основной причиной такого загрязнения Бердзенишвили считает воды реки Риони, которая стала канализационной трубой, и в итоге все "добро" Западной Грузии скапливается здесь.
В связи с этим сонмом проблем два года назад министерством охраны окружающей среды при содействии Всемирного банка и поддержке иностранных консультантов была подготовлена Национальная программа Грузии по защите окружающей среды на 2000-2004 гг., одним из приоритетов которой было названо восстановление и создание очистных сооружений, в том числе в Поти и по течению реки Риони.
"Но за неимением бюджетных средств, своими силами нам не удалось осуществить запланированное, а большинство международных фондов имеет свои приоритеты и охотнее финансируют выпуск брошюр, проведение тренингов, нежели жизненно важные для экологии страны мероприятия", - говорит Майя Капанадзе, начальник центра по связям с общественностью министерства охраны окружающей среды.
В тбилисском офисе международной организации Tacис практически подтвердили эту информацию, сообщив о единственной программе по охране окружающей среды в Грузии, которая к тому же уже завершилась. Называлась эта программа: "Повышение информированности населения о проблемах окружающей среды".