Геннадий Гудков рассказал о критике Немцовым руководства Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Согласно показаниям бывшего депутата Госдумы России Геннадия Гудкова, зачитанным на процессе по делу об убийстве Бориса Немцова, оппозиционный политик неоднократно выступал с резкой критикой в отношении руководства Чечни и сложившихся в республике методов управления. При этом свидетель в суде указал, что ему неизвестно об угрозах, поступавших Немцову от конкретных должностных лиц. 

Как сообщал "Кавказский узел", Московский окружной военный суд с участием присяжных приступил к рассмотрению дела об убийстве Немцова 3 октября. На заседании суда 30 ноября были допрошены соратник Немцова по партии ПАРНАС Илья Яшин, а также журналист Александр Рыклин. Яшин, в частности, сообщил об угрозах Немцову.

Борис Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 года в центре Москвы. На скамье подсудимых пятеро выходцев из Чечни и Ингушетии: Заур Дадаев, братья Анзор и Шагид Губашевы, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Все они заявляли о непричастности к убийству политика. В деле фигурируют также чеченские офицеры Руслан Мухудинов, Руслан Геремеев и убитый при задержании Беслан Шаванов. Следствие считает Мухудинова заказчиком и организатором убийства. Он объявлен в международный розыск. Расследование уголовного дела в отношении Мухудинова выделено в отдельное производство.

На заседании 1 декабря был допрошен Геннадий Гудков, который назвал убийство политическим и заявил, что Борису Немцову на протяжении нескольких лет поступали угрозы. Он также отметил, что не раз упрекал Немцова за пренебрежение вопросами собственной безопасности. "Я упрекал его в том, что он сильно рискует и проявляет безразличие к собственной безопасности. Но он считал, что его публичная деятельность является для него защитой и не посмеют исполнить те угрозы, которые он получал по телефону. Были споры, потому что я убеждал его в обратном", - сказал он.

Свидетель отметил, что последний раз общался с Борисом Немцовым за несколько дней до убийства – они обсуждали марш, который должен был пройти 1 марта в Москве.

На время оглашения показаний Геннадия Гудкова суд удалил присяжных, отказав представляющему интересы потерпевших адвокату Вадиму Прохорову в ходатайстве об оглашении показаний в присутствии присяжных. Прохоров зачитал показания Гудкова в присутствии подсудимых, их адвокатов, обвинения, судьи и журналистов.

Следователь задал вопрос Гудкову: известно ли ему, имели ли место какие-либо публичные высказывания Немцова относительно сегодняшних событий в Чечне? Свидетель ответил: "Немцов об этом неоднократно высказывался, в том числе публично... После восхождения на престол Кадырова Чечня быстрыми темпами стала превращаться в некий анклав, на территории которого перестало работать российское федеральное право. Замечу, что помимо Конституции России, где прямо указаны пределы полномочий губернатора, существует куча других законов, где четко прописано, чего не может делать глава региона. Например, все "силовики" назначаются и подчиняются только федеральному центру. Избирательность российского закона творит чудеса, особенно в Чечне. Там давно главнокомандующим почти всех "силовиков" является Кадыров", - зачитал адвокат Прохоров.

В этих показаниях также говорилось, что подсудимые могли быть исполнителями воли руководства республики.

"Кавказский узел" сообщал, что в книге "Исповедь бунтаря" Немцов описал свой конфликт, произошедший в 2002 году с тогда еще сыном президента Чечни Ахмата Кадырова Рамзаном Кадыровым, а также рассказал об угрозах в свой адрес. Об угрозах Немцову со стороны Кадырова рассказал следователям в июне 2015 года и главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин.

Адвокат Заурбек Садаханов спросил Гудкова о том, известно ли ему, имеются ли претензии компетентных органов РФ к руководству Чечни?

"Конечно, еще какие", - ответил свидетель.

Судья отметил, что Гудкову не нужно отвечать на этот вопрос. Вопрос к Гудкову, сталкивался ли он с действиями дислоцированных в Москве служащих батальонов Чечни, судья также снял.

Адвокат Заурбек Садаханов спросил Гудкова, известно ли ему, что Борис Немцов публично утверждал, что ему угрожает опасность от конкретного государственного деятеля. Свидетель ответил отрицательно.

Адвокат Муса Хадисов уточнил – поступали ли Немцову угрозы в связи с его работой в Ярославской области. "Это были анонимные угрозы, люди прятались в Сети под никами. Борис Немцов был удобным объектом для провокаций", - ответил свидетель.

Адвокат Анна Бюрчиева спросила о высказываниях Бориса Немцова относительно Charlie Hebdo.

Сразу после убийства Бориса Немцова следствие рассматривало разные версии, среди которых была месть за поддержку Борисом Немцовым журналистов французского еженедельника Charlie Hebdo, опубликовавших карикатуры на пророка Мухаммеда. В окончательной редакции обвинения версия убийства за высказывания Немцова о карикатурах в журнале Charlie Hebdo отсутствует.

"Он очень мягко высказался по этому поводу. Борис Немцов не уделял почти никакого внимания вопросам религии, и никакой исламофобии не было у него. Пост Бориса Немцова был абсолютно нейтральным на фоне остальных, довольно жестких", - ответил Геннадий Гудков.

Во второй половине заседания прокуроры представили новые вещдоки суду и присяжным.

Гособвинитель Семененко попросила суд приобщить к делу ответ из "Билайна" с уточнением охвата территории базовыми станциями, в том числе станции в Хрустальном переулке, 1. Суд удовлетворил ходатайство.

Затем прокурор огласила протокол следственного эксперимента от 2 марта 2015 года и продемонстрировала документ присяжным. Цель эксперимента - установить базовые станции компаний сотовой связи, через секторы действия которых 27 февраля 2015 года проходил маршрут следования Немцова и обвиняемых.

После суд исследовал заключение Института криминалистики ФСБ по пяти патронам, которые были изъяты в квартире Дадаева в Малгобеке во время обыска 7 марта 2015 года. Согласно заключению экспертов, патроны пригодны для стрельбы.

В полупустом зале, помимо журналистов, также были знакомые подсудимых.

Следующее заседание назначено на 6 декабря 12.00.

Напомним, Илья Яшин на заседании суда 30 ноября заявил, что Немцов пренебрегал необходимыми мерами безопасности, отметив, что Борис Немцов обращался к правоохранителям из-за угроз, поступавших из социальных сетей.

"Кавказский узел" также сообщал, что потерпевшая сторона требует допросить Рамзана Кадырова. Адвокаты потерпевших неоднократно заявляли, что считают неверными выводы следствия о том, что заказчиком убийства был Мухудинов. По их мнению, следствие пытается отвести удар от ближнего окружения главы Чечни.

Новости, связанные с делом об убийстве Немцова, публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Немцов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена статья "Чеченский след в убийстве Немцова", а в разделе "Персоналии" - биография Бориса Немцова.

источник: корреспондент "Кавказского узла"