Караулова рассказала о желании угодить следователю при даче признательных показаний

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Гособвинитель по делу бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой огласил протоколы всех ее допросов на предварительном следствии. Подсудимая заявила, что следователь уговаривал ее давать неправдивые показания. В последних показаниях, которые Караулова подтвердила в суде, она сообщала, что надеялась на депортацию в Азербайджан или на Украину, опасаясь уголовной ответственности на родине.

"Кавказский узел" информировал, что 5 октября Московский окружной военный суд приступил к слушаниям по делу в отношении Варвары Карауловой (Александры Ивановой), обвиненной в попытке участия в террористической организации в Сирии. Подсудимая вину не признает. На заседании 22 ноября гособвинитель начал оглашать протоколы допроса Карауловой, поскольку усмотрел противоречия между ее показаниями на стадии предварительного следствия и в суде.

В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" размещена биографическая справка о Варваре Карауловой.

Подсудимая заявила, что следователь включал в протокол ее допроса свои фразы

На заседании суда 22 ноября после оглашения протокола первого допроса Варвары Карауловой 27 октября 2015 года подсудимая заявила, что следователь ее не так понял, и эти показания давались в отсутствие адвоката. После этого гособвинитель Михаил Резниченко приступил к оглашению протокола второго допроса от 6 ноября 2015 года, который был проведен следователем Сергеем Агузаровым, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавшая на заседании.

"Я признаю свою вину в предъявленном обвинении и желаю активно помогать следствию. В феврале-марте 2014 года Саматов начал подводить разговоры со мной к исламской религии, он упоминал, что хочет уехать в Сирию и вступить в ряды "Исламского государства" (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда), быть рядом с теми, кто борется с капиталистическим строем. Тогда же он стал склонять меня к принятию ислама. В октябре того же года я приняла ислам, совершила шахаду и омовение, после этого он сообщил мне, что он тоже принял ислам. Он чаще стал поднимать темы радикального ислама", - процитировал протокол прокурор.

Уроженец Татарстана Айрат Саматов - предполагаемый вербовщик "Исламского государства" (ИГ, ранее - ИГИЛ, признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда), с которым переписывалась Варвара Караулова перед отъездом. В отношении Саматова возбуждено уголовное дело об участии в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ).

"Все наши разговоры сводились к тому, что я должна была приехать в Сирию и вступить в ряды ИГИЛ (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). Я приняла решение это сделать, Саматов мне рассказал, что там в мои обязанности будет входить приготовление еды для моджахедов и вести подсобное хозяйство. Я полностью оправдывала их действия и считала их справедливыми. Сейчас я всё понимаю и раскаиваюсь", - огласил он показания Карауловой.

После этого гособвинитель уточнил у подсудимой, давала ли она такие показания.

"Нет. Это не был допрос, мне просто следователь задал уточняющие вопросы", - отказалась от показаний Варвара Караулова, пользуясь подсказками со стороны своего адвоката Сергея Бадамшина.

Она отметила, что её слова "следователь искажал и дополнял своими фразами, которые ему не говорила".

"Вы подписывали протоколы в присутствии ваших адвокатов?" - спросил её судья Александр Абабков.

Подсудимая ответила, что подписи ставила в присутствии адвокатов.

"А зачем тогда следователь второй раз просил вас ставить подписи на протоколах допросов?" - уточнил Абабков.

Караулова заявила, что "перед каждым допросом следователь говорил, что необходимо признать вину и делать всё, что он говорит, и подписывать то, что он пишет".

В зале суда присутствовали около десятка родственников подсудимой, в том числе ее мать и отец. Мать подсудимой Кира Караулова пыталась громко подсказывать дочери ответы.

"Кира Алексеевна, если у меня возникнут к вам вопросы, я их задам", - возмутился Михаил Резниченко.

Судья сделал Кире Карауловой предупреждение.

После совещания со своими защитниками подсудимая ответила на заданные вопросы.

"В сентябре 2016 года я перестала подписывать протоколы допросов, у меня появилась уверенность в себе", - громко и отчётливо ответила Варвара Караулова.

"То есть вы только на последнем допросе приняли решение больше не признавать свою вину, когда вашу защиту уже осуществлял не адвокат Носков, а адвокаты Бадамшин и Алиев?" - спросил судья Абабков.

В зале суда журналисты переглянулись и заулыбались, прокурор Михаил Резниченко покачал головой, все трое адвокатов Карауловой - Сергей Бадамшин, Илья Новиков и Гаджи Алиев - никак не отреагировали.

Судья обратил внимание защитников на то, что Уголовно-процессуальный кодекс России "не предусматривает суфлерства", и сделал замечания адвокатам за подсказки ответов.

Далее был объявлен 20-минутный перерыв для обсуждения подсудимой со своими защитниками ответов на вопросы прокурора и суда.

Караулова подтвердила показания о своем лечении в психбольнице

После перерыва Резниченко продолжил оглашение документов из материалов дела. Он огласил протокол дополнительного допроса от 11 ноября 2015 года, проведённого в присутствии адвоката Алексея Носкова, в котором Караулова сразу же соглашалась на то, чтобы её защиту осуществлял именно этот защитник.

Согласно этому протоколу, Караулова сообщала следователю Агузарову о её лечении в психиатрической больнице имени Алексеева.

Караулова пояснила прокурору, что полностью подтверждает данные показания.

"А перед этим допросом следователь опять уговаривал вас давать неправдивые показания, признавать свою вину и соглашаться со всем, что он предложит, подписать протокол?" - спросил судья.

"Да", - восклицала громко и уверенно Караулова.

"А в чём тут признание вины?" - уточнил судья, но не получил внятного ответа, поскольку в тексте документа не содержалось информации об отъезде в Турцию или Сирию, а лишь сведения о лечении Карауловой.

Показания Карауловой начали меняться с декабря 2015 года

Далее прокурор огласил протокол дополнительного допроса от 9 декабря 2015 года с участием в качестве защитника уже Сергея Бадамшина.

"Я вступала в переписку с Саматовым по собственной инициативе. Потом на дачу, после моего возвращения из Турции, к нам приехали сотрудники ФСБ, они с моей страницы "ВКонтакте" осуществляли переписку с Саматовым. Я ехала на территорию Сирии и была готова подчиняться шариату "Исламского государства" (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). Предыдущие показания, подтверждаю частично. Протокол содержит рукописные замечания защитника Бадамшина", - огласил очередной документ Резниченко.

Караулова подтвердила эти показания.

"Где правда во всех Ваших показаниях? Почему Вы в зале суда этого не говорите, а следователю говорили?", - сказал прокурор в адрес подсудимой.

Отметим, что согласно материалам дела и показаниям свидетелей в судебном процессе, именно со вступления в дело Карауловой адвоката Бадамшина показания подсудимой изменились, в них появились указания на сотрудников спецслужб, помогавших освободить Караулову из турецкого следственного изолятора, вернуть ее на родину и пытавшихся установить личность её предполагаемого вербовщика.

Подсудимая сообщила о нежелании возвращаться из Турции в Россию

Затем Резниченко огласил протоколы дополнительных допросов от 6 апреля 2016 года и от 29 июня 2016 года с участием Бадамшина. Согласно протоколам, Караулова сообщала о фотографиях Саматова и о том, что лично его не видела.

Данные показания подсудимая подтвердила.

Судья Абабков уточнил, предлагал ли Карауловой следователь дать такие показания. Но она ответила, что сама давала показания.

В протоколе от 29 июня речь шла о знакомстве с мусульманином и заключении с ним брака по Skype после виртуального знакомства через группу ЖК "Мусульманка" в соцсети "ВКонтакте".

"Политическое убежище в Турции я не просила. Я хотела депортацию в Азербайджан или на Украину. Отцу я сказала, что не хочу возвращаться в Российскую Федерацию, потому что боялась уголовной ответственности. Под конвоем из следственного изолятора в городе Батман меня с отцом доставили в аэропорт, по прилёту в Москву нас встретили сотрудники ФСБ. Переписываясь с Саматовым, я начала добавлять смайлы, которые ранее ему (Саматову) никогда не отправляла, потому что хотела дать ему понять, что пишу ему под контролем сотрудников ФСБ", - зачитал протокол гособвинитель.

"Кавказский узел" писал, что в ходе представления доказательств стороной обвинения в суде сообщалось, что Караулова предупреждала Саматова о том, что он находится в разработке у ФСБ.

"Почему спустя 8,5 месяца после начала предварительного следствия вы начали сообщать следователю сведения, которые сразу не сообщали? Что вам мешало дать такие показания?" - спросил судья.

Караулова заявила, что считала это незначительным.

Гособвинитель уточнил, что на предварительном следствии Караулова сообщала, что ей неизвестна террористическая организация "Исламское государство" (деятельность этой террористической организации запрещена в России по решению суда), а из ранее оглашённых переписок очевидно, что Караулова ориентировалась не только в терминологии, но и могла поддержать разговор на эту тему с Саматовым, который называл себя террористом, рассказывал о минах и тому подобном.

Ответить Караулова внятно не смогла, однако признала, что осознанно предупреждала Саматова, поскольку любила его.

Караулова отказалась от показаний и заявила, что "там многое додумала"

Далее гособвинитель огласил протокол дополнительного допроса от 1 июня 2016 года с участием Бадамшина, в котором Караулова давала пояснения к осмотру компакт-диска с перепиской между ею и Саматовым. В ходе допроса она подтверждала, что переписка действительно её.

Следующий протокол допроса от 6 июня 2016 года тоже был проведён следователем Агузаровым с участием защитника Бадамшина. Согласно оглашенному прокурором документу, в ходе допроса подсудимая сообщала сведения о переписке с Саматовым, в том числе рассказывала о видео с казнью в ИГ (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда).

"Вы подтверждаете эти свои показания?" - спросил Резниченко.

"Нет. Я там многое додумала, чтобы угодить следователю", - заявила Караулова.

В зале заседания раздался смех.

"А в чём вы хотели угодить следователю?" - с улыбкой спросил прокурор.

Также с улыбкой тот же вопрос задал судья Абабков. 

Караулова не смогла объяснить.

В обсуждение вступил адвокат Илья Новиков, который до этого почти постоянно смотрел в телефон.

"Вы всегда доверяли адвокату Бадамшину? Его линия защиты была какой?" - спросил Новиков, ранее трижды получивший замечания от судьи за некорректные формулировки своих вопросов.

"Линия защиты Бадамшина состояла в том, что надо говорить правду. Это расходилось с позицией следствия, поэтому угождать следствию я могла не всегда, и Бадамшину я доверяла не всегда", - ответила Караулова.

По словам подсудимой, следователь говорил ей о том, что ей назначат 7,5 года лишения свободы.

После очередного короткого перерыва был оглашён последний протокол допроса, информация в котором имела уточняющий характер, его содержание Караулова полностью подтвердила.

В судебном процессе объявлен перерыв до 09.30 мск 23 ноября.

Прокурор Михаил Резниченко после заседания поторопился покинуть суд, не став давать комментарии журналистам.

Защита объяснила противоречия в показаниях подсудимой

Адвокат Сергей Бадамшин после заседания суда объяснил "Кавказскому узлу" противоречия в показаниях Карауловой.

"Противоречия были связаны с мнимым расположением следователя. В "Лефортово" мужики "ломаются", а тут девчонка 19 лет... Мы проговорили, и она не захотела далее себя оговаривать, что она хочет жить с клеймом террориста на себе. Она сегодня так и сказала. Я говорил, что я самооговор не поддерживаю", - заявил Бадамшин.

Также он добавил, что считает, что итогом заседания суда 22 ноября стала дача "самых искренних" показаний Карауловой суду. От остальных комментариев относительно дела Карауловой адвокат отказался.

Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказским узлом" собраны на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также подготовлена справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ" (признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда).

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"