Каринна Москаленко сообщила о подготовке исков потерпевших по делу о теракте на Дубровке

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Потерпевшая сторона по делу уроженца Чечни Хасана Закаева, обвиняемого в причастности к захвату театрального центра на Дубровке в 2002 году, в ходе судебного процесса предъявит гражданские иски о компенсации ущерба, заявила представитель потерпевших Каринна Москаленко. Доктор юридических наук Игорь Трунов не исключил, что Закаев может избежать сурового наказания, передает корреспондент "Кавказского узла".

Как информировал "Кавказский узел", начало процесса по делу Хасана Закаева было назначено в Московском окружном военном суде на 2 ноября. Однако слушание было перенесено в связи с неуведомлением всех потерпевших. На заседании 22 ноября подсудимый признался лишь в перевозке оружия, заявив о непризнании вины по остальным пунктам обвинения.

Уроженцу Чечни Хасану Закаеву инкриминируется пособничество организаторам захвата Театрального центра на Дубровке в 2002 году. 17 декабря 2014 года стало известно, что расследование уголовного дела по факту теракта во время мюзикла "Норд-Ост" возобновлено в связи с задержанием Закаева, находившегося в международном розыске. В декабре 2015 года дело Закаева было направлено в суд.

Суду не удалось уведомить о начале процесса по делу Закаева всех потерпевших

22 ноября заседание суда по делу 43-летнего уроженца Чечни Хасана Закаева началось с 15-минутным опозданием. Зал суда вместил всех желающих, на заседании присутствовали около 20 из более чем 900 потерпевших, много представителей СМИ, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании. 

Дело рассматривает коллегия из трех судей под председательством судьи Михаила Кудашкина. Интересы пострадавших на процессе представляет адвокат Каринна Москаленко, которая перед заседанием отказалась от общения с прессой. В начале заседания подсудимый в "аквариуме" перебирал и читал какие-то документы.

Открывая заседание, Михаил Кудашкин заявил, что не все потерпевшие получили информацию о суде, так как люди поменяли адреса и телефоны. Впрочем, заверил он, суд сделал все, что было в его силах, для оповещения граждан.

Затем прокурор Дмитрий Дядюра зачитал обвинительное заключение, согласно которому Закаев обвиняется по шести статьям УК РФ: "Участие в преступном сообществе" (ч. 2 ст. 210), "Приготовление к теракту" (ч. 1 и ч. 3 ст. 30 - ч. 3 ст. 205), "Пособничество в захвате заложников" (ч. 5 ст. 33 - ст. 206), "Покушение на убийство двух и более человек общеопасным способом" (п. "е" и п. "ж" ч. 2 ст. 105), "Незаконный оборот оружия" (ч. 3 ст. 222) и "Пособничество террористам" (ч. 5 ст. 33 - ч. 3 ст. 205).

Санкции этих статей УК РФ предусматривают наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. 

По версии обвинения, именно Закаев привез в Москву 27 поясов шахида, 15 автоматов, 22 пистолета и револьвера, 141 самодельную гранату, патроны, а также самодельный гранатомет, которые использовали террористы в ходе теракта. Оружие, считает обвинение, было перевезено в багажниках машин, а сверху было присыпано овощами и фруктами.

23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" в Театральном центре на Дубровке в Москве боевики захватили в заложники 916 человек. Группа террористов в составе 40 человек во главе с Мовсаром Бараевым в обмен на жизни заложников требовала немедленно прекратить боевые действия в Чечне и вывести с ее территории федеральные войска. Требования боевиков не были удовлетворены, и спустя три дня силовики провели спецоперацию по освобождению заложников. При этом погибли 130 человек, еще свыше 700 пострадали, 40 боевиков были убиты, говорится в размещенной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справке "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".

Кроме того, Закаев покупал на Митинском радиорынке сим-карты для боевиков, а также купил автомобиль, который был подорван на улице Покрышкина, отметил гособвинитель.

Помимо прочего, по версии обвинения, Закаев принимал участие в попытке теракта в Москве за год до захвата заложников на Дубровке.

Согласно обвинительному заключению, тогда боевики готовили в столице два теракта, на что было выделено 20 тысяч долларов, а Закаев помогал перевозить взрывные устройства и детонаторы. Террористы заминировали два автомобиля — один у здания Госдумы, другой — у ресторана быстрого питания McDonald`s на Большой Бронной. Но трагедии удалось избежать потому, что боевикам продали муляжи бомб, сообщил Дядюра.

Из обвинительного заключения также следует, что вместо "Норд-Оста" террористы рассматривали захват ДК Горбунова, Большого концертного зала имени Чайковского, Большого театра и театрального комплекса, где шло представление мюзикла "Чикаго".

Хасан Закаев с обвинением не согласился и заявил, что признает себя виновным лишь частично — в перевозке оружия и боеприпасов.

"Я частично признаю себя виновным", — заявил подсудимый. 

Он также попросил суд дать ему возможность в начале исследования доказательств дать показания.

Судья Кудашкин перебил Закаева, посчитав, что тот приступил к даче показаний. Действия судьи вызвали негативную реакцию со стороны его адвокатов и представителя потерпевших Москаленко, которые посчитали, что суд ограничивает права Закаева. Судья был возмущен такой реакцией, в результате чего произошла перепалка между участниками процесса. Ситуация разрешилась после того, как судья заявил, что никого обидеть не хотел, но все-таки будет вести процесс так, как считает нужным.

Судья разъяснил потерпевшей позицию подсудимого

Обратившись к пострадавшим, судья Кудашкин спросил, ясна ли им позиция подсудимого, на что получил отрицательный ответ.

В частности, жительница Москвы Зоя Чернецова, у которой при теракте погиб сын, заявила, что не поняла речь Закаева.

"Мне не понятно: если он перевозил оружие, но не был в этой банде-шайке, получается, он был сам по себе?" — спросила Чернецова.

Но судьи ответили, что им все очевидно. "Он привозил оружие, но не для тех целей. Правильно, подсудимый?" — уточнил судья у Закаева и получил утвердительный ответ от подсудимого.

О том, чтобы предоставить своему подзащитному возможность комментировать доказательства, ходатайствовала адвокат Закаева. «Прошу дать возможность подзащитному давать показания в начале судебного заседания, чтобы понять его отношение к этому делу", - заявила адвокат.

Речь защиты, как и самого Закаева, потерпевшие восприняли спокойно, в ходе процесса они изредка перешептывались между собой.

На этом судебное заседание было завершено. Разрешение ходатайства защиты Закаева отложено до следующего заседания, намеченного на 24 ноября.

Сторона потерпевших планирует предъявить иски к Закаеву

После заседания адвокат Москаленко заявила журналистам, что потерпевшими будут заявлены к Закаеву иски о компенсации ущерба.

Сумма исков будет конкретизироваться в дальнейшем, отметила Каринна Москаленко.

Прежде всего необходимо увидеть материалы дела, а также выслушать самого Закаева, добавила она.

Комментариями от остальных участников процесса относительно хода судебного заседания "Кавказский узел" пока не располагает.

Закаев может избежать сурового наказания, считает Трунов

Руководитель отделения проблем права Российской академии естественных наук, доктор юридических наук Игорь Трунов, который до лишения статуса адвоката представлял интересы потерпевших, на заседании не присутствовал, но однако заявил корреспонденту "Кавказского узла", что следит за судебным процессом и держит руку на пульсе.

"Кавказский узел" писал, что 12 июля квалификационная комиссия адвокатской палаты заявила о "наличии дисциплинарного проступка в действиях Игоря Трунова". По словам Трунова, комиссия приняла такое решение после его заявления журналистам о проблемах российской адвокатуры. 21 сентября совет адвокатской палаты Московской области лишил Трунова статуса адвоката за "нарушение норм профессиональной этики". Это решение Трунов обжаловал в Лефортовском районном суде Москвы, заседание по его иску назначено на 30 ноября.

"Буду следить, потому что ситуация может решиться в положительную сторону (относительно возврата статуса адвоката, — прим. "Кавказского узла"). Тогда я реанимирую все дела, которые подвисли. Ко мне продолжают обращаться люди — звонят, спрашивают, что делать, потому что пришли повестки в суд", - рассказал Трунов.

Трунов полагает, что Закаев может избежать справедливого и сурового наказания.

Сторона защиты подсудимого представлена сразу несколькими адвокатами, что является сильной опорой, отметил он.

Кроме того, считает он, пока не понятна позиция прокуратуры.

"Потерпевшие пребывают в достаточно растрепанных чувствах", - отметил Трунов.

Брат Закаева не верит в его причастность к теракту в Москве

Хасан Закаев был примером для своей семьи, получил высшее образование, женат, имеет двоих детей, работал специалистом, а затем руководителем местного банка в Чечне, сообщил его родной брат Хусейн Закаев.

Хусейн Закаев заявил, что не верит в причастность своего старшего брата к теракту в "Норд-Осте".

"В принципе ни я, ни он ни в каких группах, ни в каких, так скажем, военных делах... не участвовали", - цитирует слова Хусейна Закаева "Дождь".

Он уточнил, что Хасан Закаев уехал в ноябре 2002 года и с тех пор связь с семьей не поддерживал. "В принципе он нас об этом не оповестил, что он уезжает. Просто уехал и после этого, где и что, мы не знаем. Мы узнали о нем только тогда, когда его задержали в 2014 году", - отметил Хусейн Закаев.

источник: корреспондент "Кавказского узла"