Итоги исследования ценностей дагестанцев вызвали дискуссию на презентации в Махачкале
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На первом месте среди жизненных ценностей у жителей Дагестана стоит семья вне зависимости от того, религиозный человек или свободный от религиозного влияния. Однако по отношению к другим ценностям различие между разными группами дагестанцев велико, а молодежь более консервативна, чем старшее поколение, свидетельствуют данные исследования по изучению ценностей дагестанского общества, представленного на презентации в Махачкале. Большой процент тех, кто утверждает, что он счастлив и чувствует себя в безопасности объясняется менталитетом дагестанцев, и не вполне соответствует истинному положению дел, заявили участники мероприятия.
Итоги исследования по изучению ценностей дагестанского общества, проведенного объединенной исследовательской группой Института экономической политики им. Гайдара и Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, были презентованы 16 ноября в Махачкале на круглом столе «Ценности дагестанских мусульман». На мероприятии присутствовали около 50 человек - общественники, журналисты, представители разных мусульманских течений, передает корреспондент "Кавказского узла".
Исследование проводили руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» ИЭП Ирина Стародубровская и директор Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер. Цель исследования - адекватное отражение картины ценностей и жизненных ориентиров дагестанских мусульман.
Во многих российских кругах господствует идея, что Дагестан - это традиционное архаичное сообщество. Результаты опроса показали, что это не так
Опрос осуществлялся путем интернет-анкетирования. Первоначальное количество респондентов составило более трех тысяч. Для анализа были отобраны 1600 заполненных анкет, позволяющих осуществить качественное социологическое исследование.
Как отметила Ирина Стародубровская, в проведении опроса помогали «Кавказский узел», а также газеты «Новое дело» и «Черновик».
«Во многих российских кругах господствует идея, что Дагестан - это традиционное архаичное сообщество. Результаты опроса показали, что это не так», - сказала Стародубровская.
Так, отвечая на вопросы, связанные с образованием, только 2% респондентов сказали, что «образование не нужно». Около 60% отметили важность светского или религиозного образования.
Как рассказала Стародубровская, людям был задан вопрос: что для людей важнее: какие-то карьерные достижения или комфортная среда, в которой они могут существовать. Выяснилось, что дагестанцы готовы жертвовать комфортом ради того, чтобы работать в более престижной компании, больше зарабатывать и добиваться карьерного роста.
Итоги и анализ исследования ценностей дагестанского общества готовятся к публикации на "Кавказском узле". Опрос участников исследования проводился через Интернет: участники рекрутировались в социальных сетях Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассники", онлайн-версия анкеты была размещена на "Кавказском узле". Ссылка на электронную анкету была также размещена в изданиях «Черновик» и «Новое дело».
Представление о приверженцах нетрадиционного ислама как монолитной группе ошибочно
В качестве одного из выводов опроса отмечалось, что дифференциация ценностей наблюдается как между различными религиозными группами, так и внутри этих групп. Причем наиболее явно расколоты по системе ценностей «нетрадиционные» мусульмане.
На вопрос корреспондента «Кавказского узла» о том, какие удалось выявить наиболее существенные различия между различными группами мусульман и какие современные ценности объединяют мусульман, а какие ими не принимаются, Стародубровская ответила, что группа нетрадиционных мусульман по многим критериям более архаична.
«Когда начинаем смотреть внутреннюю структуру ценностей этой группы, эта группа расколота практически пополам по ценностям. Это вопросы гендерной дискриминации, образования, вопросы, связанные с универсальной справедливостью и приверженности собственной группе. По всем этим вопросам есть раскол. Это показывает, что ведение единой политики в отношении этой группы, как якобы монолитной, не совсем верно», - сказала Стародубровская.
Как рассказала Стародубровская, на вопрос в анкете - "указать группы людей, с которыми вы не хотели жить по соседству", дагестанцы ответили, что не хотят жить с наркоманами, гомосексуалистами и алкоголиками. Причем выяснилось, что жители республики толерантны по отношению к другим национальностям и представителям других религий.
Среди религиозных групп данные разнились. По словам Стародубровской, были определены четыре религиозных группы. Их условно обозначили как секуляризованных мусульман, суфиев, традиционалистов и придерживающихся нетрадиционного ислама.
В каждой группе на первом месте среди жизненных ценностей оказалась семья
Среди ответов на вопрос «Какие ценности у какой группы являются основными», у всех групп на первом месте была семья. В остальном ответы разнились. У суфиев и представителей нетрадиционного ислама на втором месте была религия, на третьем здоровье. У секулярной группы на втором месте здоровье и далее работа. У последователей традиционного ислама на втором месте здоровье, и на третьем религия.
«Основное отличие - на каком месте религия, в остальном ответы примерно одинаковы», - сказала Стародубровская.
Она отметила, что на вопрос «с кем не хотели бы жить по соседству» нетрадиционные мусульмане в большей степени оказались терпимы к людям, больным СПИДом, но менее терпимы к представителям других религий. Секуляристы оказались менее толерантны к иностранным рабочим.
Молодежь Дагестана более религиозна и консервативна, чем старшие поколения
Исходя из результатов опроса, говорящих о том, что молодежь более религиозна и более консервативна в своей религиозности, а исламизация неоднозначно влияет на традиционные социальные иерархии, корреспондент «Кавказского узла» спросил у Стародубровской, означает ли это, что в ближайшие десятилетия дагестанское общество будет становиться все более консервативным?
«Можно сделать вывод, что молодежь более религиозна. Эта религиозность более консервативна. Например, в ответе на вопрос «можно ли читать переводы Корана на русский язык» молодежь оказалась более консервативна, чем старшее поколение. Я не знаю, отражает ли увеличение религиозности молодежи реальность или является результатом некоторого сдвига выбора. Мы толком не понимаем, какая молодежь отвечала на опрос. Предполагаем, что наиболее радикальные слои не отвечали. Мы не можем сказать, каким будет следующее поколение. Религиозность - это долгосрочная тенденция или некоторая динамика? Для меня это вопрос», - сказала Стародубровская.
Она предложила обсудить несколько примеров ответов на обозначенные в исследовании вопросы.
К примеру, такой: на парковке в автомобиль сзади врезалась машина которой управлял Ризван. Варианты действий: звонить родственникам, чтобы воздействовать на Ризвана, вызвать ДПС, или обратиться к имаму.
За помощью к имаму обратились бы 27% опрошенных. «Такой большой цифры мы не ожидали», - сказала Стародубровская.
Вариант «вызвать ДПС» набрал 66%, «звонить родственникам» - 2%.
Если здоровы дети, есть еда, живем не на улице, работаем, значит счастливы
Результаты опроса показали, что 85% респондентов считают себя счастливыми, а защищенными - 60%.
С подобными результатами не согласились многие присутствовавшие. Журналист Светлана Анохина отметила, что здесь наблюдается «подмена терминов».
«Респонденты считали, что если здоровы дети, есть еда, живем не на улице, работаем, значит счастливы», - сказала Анохина.
Общественный деятель Сулайман Уладиев предположил, что подобный результат связан с ментальностью дагестанцев, особенно мужчин.
«Когда их спрашивают, счастливы они или нет, никто не может ответить - «я несчастливый человек». Но я уверен что 60-70% дагестанцев не могут быть счастливы в сложившейся ситуации. То же касается защищенности. Получается, дагестанец кого-то боится, если скажет что не защищен», - сказал Уладиев.
Напомним, что в 2014 году Ирина Стародубровская и Константин Казенин, представляя доклад "Северный Кавказ: quo vadis?", предложили три возможных сценария развития ситуации в регионе.
"Сценарий первый – инерционный,... неопределенная политика, постепенно затухающие попытки модернизации экономики… Второй сценарий силовой – если силовое давление еще усилится, в среднесрочной перспективе социальный взрыв неизбежен. И, наконец, сценарий гражданского примирения", согласно которому, в частности, "власти в республиках избираются на основе прямых выборов" и "широко развиваются процессы гражданского диалога, обеспечивается безусловное соблюдение конституционных прав и свобод граждан, включая свободу совести".
На вопрос корреспондента «Кавказского узла», нынешнее исследование позволяет предположить, по какой из трех траекторий идет развитие, Стародубровская ответила, что опрос не предполагал такие цели.
«Опрос немного о другом. Ценности - это некие базовые установки людей, политика это другое. Я бы прямых параллелей не проводила», - отметила Стародубровская.