Генпрокуратура Азербайджана предложила ужесточить наказания за оскорбления Алиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В парламент Азербайджана направлен проект поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих ужесточение наказания за оскорбления президента и устанавливающих ответственность за клевету в Интернете с использованием "фейковых" аккаунтов. Поправки направлены против критиков властей, заявили эксперты в области медиа права.
Как писал "Кавказский узел", Международная правозащитная организация Freedom House включила Азербайджан в число стран с частичной свободой в Интернете, указав на продолжающееся давление властей и аресты активистов. Эти выводы опираются на данные местных экспертов.
Проект поправок в Уголовный кодекс направил в парламент генеральный прокурор Азербайджана Закир Гаралов, сообщает сегодня азербайджанское агентство Apa.az.
Согласно предложенным поправкам, статью 148 "Оскорбление" УК Азербайджана предлагается дополнить новой частью 148-1, которая устанавливает ответственность за клевету и оскорбление в Интернете с использованием сфальсифицированных ников, профилей и аккаунтов.
За эти действия предусматриваются меры наказания в виде штрафа от 1000 манатов (600 долларов ) до 1500 манатов (750 долларов), или общественные работы от 360 часов до 380 часов, или исправительные работы сроком до двух лет, или лишение свободы сроком до одного года.
В примечании к статье отмечается, что под "фейковыми профилями и никами подразумеваются ложные либо скрытые под другими инициалами в социальных сетях и информационных ресурсах сообщения, не позволяющие установить личность пользователя, а также использование информации, имеющей отношение к другому человеку без его на то согласия".
Кроме того, предлагается внести изменения и дополнения в статью 323.1 "Дискредитация или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства - президента Азербайджанской Республики в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации" УК Азербайджана.
В новой редакции предлагается распространить действия статьи и "на публикации и демонстрации в Интернете". За эти действия предусмотрены наказания в виде штрафа в размере от 500 (300 долларов) до 1000 манатов (600 долларов) или исправительные работы сроком до двух лет, или лишение свободы сроком на два года.
Кроме того, статью 323 УК Азербайджана предлагается дополнить новой частью 323-1, которая гласит, что "если действия, предусмотренные в статье 323.1, распространяются в информационных ресурсах Интернета с использованием фейковых имен, профилей или аккаунтов, то будет применяться наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 манатов или в виде лишения свободы на срок до трех лет".
"Теперь пользователи Интернета будут более ответственными"
Член парламентского комитета по правам человека Чингиз Ганизаде в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" подтвердил информацию о предлагаемых поправках в УК и объяснил их "необходимостью восполнения пробелов в законодательстве".
"В законодательстве были пробелы. Некоторые пользователи, создавая фейковые профили и ники, допускают оскорбления и клевету на отдельных лиц и президента Азербайджана, допускают вмешательство в личную и семейную жизнь граждан. До сих пор в законе не было норм для пресечения таких случаев и наказания виновных", - сказал Ганизаде.
На его взгляд, после изменения законодательства "пользователи будут более ответственными и будут воздерживаться от действий, караемых правовыми нормами".
На вопрос, какого характера публикации будут подпадать под действия УК, депутат сказал, что "детали будут прописаны в нормативных актах после принятия поправок".
"Конечно, личная переписка пользователя с другим лицом не считается формой "публичного распространения". Однако если информация распространена на открытом профиле, то это означает массовое тиражирование", - пояснил депутат.
Что касается установления личности создателей фейковых ников и профилей и привлечения их к ответственности в тех случаях, если они находятся за рубежом, то "для этого будут использованы международные нормы", заметил Ганизаде.
"Да, у нас на практике были случаи, когда из-за рубежа распространялись клеветнические сведения о руководстве Азербайджана. Однако исполнение уголовного производства, задержание виновных лиц уже переходит в плоскость международных норм, и тогда возникают определенные трудности", - заявил депутат парламента Азербайджана.
Ганизаде также сообщил, что в ближайшие дни поправки будут вынесены на обсуждение профильных парламентских комитетов.
"Власти обещали принять закон о диффамации"
"Законодательство предусматривает меры и уголовной ответственности за клевету и оскорбления в СМИ. Более того, в 2013 году эти нормы были распространены и на содержание информации в Интернете. С другой стороны сама уголовная ответственность за диффамацию, включая тюремное наказание, противоречит статье 10 Европейской конвенции прав человека, гарантирующей свободу распространения идей и информации, ведения обсуждений по значимым для общества вопросам и свободу критики. Людей нельзя лишать свободы просто за выражения, если это не влечет каких-либо насильственных действий", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гаджилы.
При этом он напомнил об обещаниях властей принять закон о диффамации и отменить уголовное наказание за клевету и оскорбление и ограничиться только мерами гражданской ответственности - штрафами.
"По поручению президента еще в 2010 году был введен мораторий на применение статей 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК в части вынесения наказаний, связанных с лишением свободы. Эти статьи в первую очередь используют высокопоставленные должностные лица для подавления своих критиков. Правительство заявляло, что пересмотрит эти статьи УК и отменит тяжкие наказания. Поэтому нынешняя законодательная инициатива прокуратуры противоречит указанным заявлениям правительства", - отметил Гаджилы.
Рашид Гаджилы считает опасным "избрание в законодательстве мишенью анонимного авторства". "Каждый обладает свободой выражения, как под своим именем, так и под псевдонимом или под неизвестным именем", - заявил Гаджилы.
Другой эксперт в области права медиа Халид Агалиев считает, что предлагаемые поправки в УК "лишат власти аргументов о том, что Интернет в Азербайджане свободен".
"Бороться с клеветой и оскорблениями в Интернете это все равно, что искать иголку в стоге сена. То есть выборочно можно кого-то найти и наказать, но искоренить полностью распространение клеветы и оскорблений невозможно", - сказал Агалиев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Он полагает, что на практике принятие поправок "может привести к избирательному применению закона и от этого могут пострадать критики правительства".
"Поправки инициированы с целью запугивания общества"
В свою очередь член общественного объединения "Платформа гражданского общества" Алескер Мамедли считает, что "предлагаемые поправки в УК противоречат европейскому прецедентному праву".
"Европейский суд по правам человека в своем решении от 2007 года по "делу Агазаде-Махмудов против Азербайджана" и от 2010 года "Фатуллаев против Азербайджана" предписывал правительству Азербайджана декриминализировать статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление). Правительство в 2011 году включило в Национальную программу действий в области прав человека принятие закона о диффамации, отменяющего уголовную ответственность за диффамацию", - сказал Мамедли в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
"Однако вопреки этому, в 2013 году действия статей 147 и 148 УК были распространены также на Интернет. Несколько месяцев назад власти вновь вынесли на обсуждение вопрос о декриминализации диффамации. Тем не менее, прокуратура выступила с вышеуказанной инициативой", - добавил Мамедли.
Эксперт также прогнозирует, что "при применении поправок могут возникнуть технические сложности".
"Сейчас остается непонятным, как правоохранители будут устанавливать анонимных ответчиков. Допустим, суд даст поручение спецслужбам или полиции установить ответчика. Но как это сделать, если оскорбительные выражения или изображения были распространены из-за рубежа или посредством таких браузеров, которые позволяют скрыть IP-адрес? Остается только вариант массовых вызовов в полицию активистов и выбивания у них информации об известных им администраторах популярных профилей, аккаунтов и блогеров", - сказал Мамедли.
На его взгляд, поправки инициированы "с целью устрашения общества и на практике могут использоваться против инакомыслящих и критиков правительства".
Что касается поправок в статью о защите чести и достоинства президента, то, по мнению Мамедли, "она является атавизмом".
"В демократических государствах нет специального закона о защите чести и достоинства президента. Вопрос с защитой чести и достоинства глав государств должен решаться в контексте обеспечения прав рядовых граждан", - отметил Мамедли.
Материалы о случаях преследования активистов, журналистов и правозащитников в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".