Более 100 человек вышли на акцию памяти жертв политрепрессий во Владикавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня во Владикавказе у памятника "Камень слез" более ста человек почтили память жертв политических репрессий. Участники акции принесли с собой фотографии родственников.
Ежегодно 30 октября в России отмечается как День памяти жертв политических репрессий, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 №1763/1-I "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий". На "Кавказском узле" в разделе "Нормативные акты" опубликован текст закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
На акцию памяти в столице Северной Осетии пришли руководители республики, представители общественности Владикавказа, писатели, учащиеся школ, религиозные деятели, жертвы репрессий и их родственники. Некоторые из собравшихся держали в руках фотографии своих близких, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель Северо-Осетинской республиканской ассоциации жертв политических репрессий "Номаран" Аузби Зураев, дату 30 октября – день памяти жертв политических репрессий - отмечают во всех республиках, краях и областях с 1991 года. "До 2005 года мы отмечали этот день в клубах и во дворцах. Но после того, как в 2005 году установили памятник жертвам политических репрессий, мы ежегодно собираемся здесь", - сказал он.
Памятник жертвам политических репрессий "Камень слез" во Владикавказе находится на улице генерала Плиева. Он состоит из крупного расколотого валуна, на котором написано "Жертвам политических репрессий 20-х - 50-х годов XX века", а также нарисована колючая проволока. Памятник "Камень слез" расположен на невысоком квадратном пьедестале, который отделан красно-коричневыми гранитными плитами. С валуна на постамент стекает вода, которая символизирует слезы по людям, подвергшимся репрессиям.
По словам Зураева, памятник "Камень слез" нуждается в реставрации. "Вот уже два года я пытаюсь привлечь внимание руководства республики и города к этой проблеме, но пока безрезультатно. Памятник разваливается, - отметил он. - Система подачи воды и гранит пришли в негодность".
Председатель Северо-Осетинской республиканской ассоциации жертв политических репрессий "Номаран" сообщил, что вызвал скульптора и вместе они набросали новый эскиз, который предполагает не только реставрацию памятника, но и установку дополнительных гранитных плит, где будут написаны имена всех расстрелянных жителей республики. Для реализации проекта требуется 1 млн 200 тысяч рублей.
Также Зураев добавил, что в этом году их организации не выделили средств на проведение мероприятия 30 октября, хотя раньше ежегодно им помогали. Сегодняшнее мероприятие, по его словам, он организовал "своими силами".
Руководитель организации "Номаран" напомнил, что по политическим мотивам в Северной Осетии было репрессировано более 15 тысяч человек, из них 3150 человек пока не реабилитированы. По словам Зураева, до 5 тысяч человек было раскулачено, свыше 5 тысяч были репрессированы по национальным мотивам, около 2000 человек были расстреляны. На сегодняшний день в республике насчитывается 2500 человек, которые являются детьми репрессированных и раскулаченных в советское время жителей Северной Осетии, сказал Аузби Зураев. По его словам, из тех, кто сидел в тюрьмах и лагерях, остался он один.
День памяти жертв политических репрессий. 30 октября 2016 г. Фоторепортаж корреспондентов "Кавказского узла"
Член Союза писателей России, директор Музея осетинской литературы Мишурхан Томаева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что во времена репрессий пострадало много невиновных людей.
"Может кто-то и был виновен в чем-то, но надо было разбираться. Например, мои близкие пострадали: мой отец, его два брата с семьями, с маленькими детьми, и моя бабушка, которая уехала вслед за сыновьями. Она похоронена в Узбекистане. Их сослали в 35-м году. Я родилась там", - рассказала она, добавив, что позже их семью реабилитировали.
По ее мнению, эту дату надо помнить и рассказывать о ней молодому поколению, чтобы "они знали историю".
"В 35-м году, когда мне было три года, нас с семьей сослали в Узбекистан. Там мы прожили 11 лет. Отца и бабушку мы оставили там, там их похоронили. В 47-м году мы вернулись, нас реабилитировали. Каждый год мы приходим сюда отметить эту дату. Конечно, все это печально. Дай бог, чтобы ничего подобного больше не повторилось", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" участница акции Аза Рамонова.
Сегодня на траурную акцию впервые пришли учащиеся школы №30.
"Это благородная акция - день памяти репрессированных людей, которые все-таки были невинно арестованы, кто-то погиб в застенках, кто-то просидел много лет, потом часть была реабилитирована. Наш долг помнить тех, кто много сделал для государства, но понес несправедливое наказание, хранить память о них. Поколения должны знать историю своего государства, и плюсы, и минусы правления некоторых вождей", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" преподаватель английского языка владикавказской средней школы №30 Елена Махсыева.
По мнению школьницы Екатерины Чельдиевой, молодежь должна знать свою историю, поэтому они с классом пришли, чтобы отдать дань памяти жертвам репрессий.
На траурном митинге, который длился с 12 до 13 часов, выступили члены правительства, религиозные и общественные представители, жертвы политических репрессий. Между выступлениями на акции памяти играл военный оркестр 58-й армии. Мероприятие завершилось салютными залпами военных и возложением цветов к памятнику "Камень слез".
Правозащитный центр "Мемориал" в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября сообщил о резком росте числа российских политзаключенных в России. В списки людей, признанных Правозащитным центром "Мемориал" политзаключенными, включены 13 жителей юга России и еще четыре человека, осужденные в СКФО и ЮФО. Всего в этих списках 102 человека, что вдвое больше, чем в 2015 году, констатируют правозащитники.
Предусмотренные законом "О реабилитации жертв политических репрессий" компенсации ранее были символическими, но в последнее время "доведены до анекдотического уровня", заявил "Кавказскому узлу" член правления Международного общества "Мемориал" Ян Рачинский. Правозащитник также указал на то, что в России "до сих пор нет государственной программы, которая занималась бы увековечиванием памяти жертв репрессий".