Москва зачищается от чеченцев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Владимир Долин, Москва: Министр внутренних дел России Борис Грызлов считает, что террористы, захватившие здание театрального центра на Дубровке, опирались на поддержку разветвленной сети сообщников, действующих в Москве и Московской области. Задачу обезвредить эту сеть он поставил на совещании руководящего состава Министерства, прошедшем в Москве в субботу утром. Министр также приказал установить все обстоятельства, позволившие террористам проникнуть в Москву и установить тех, кто помог им провезти оружие, предоставил жилье и транспорт. В эти часы в Москве идет поиск участников захвата заложников в театральном центре, которым возможно удалось скрыться. Борис Грызлов просил граждан с пониманием отнестись к принимаемым органами внутренних дел мерам. Но некоторые вещи понять невозможно. Поиск соучастников террористического акта превращается в зачистку Москвы от чеченцев. Вчера сотрудники милиции ворвались в квартиру семьи Гелагаевых, глава семьи был задержан. Как это было - рассказывает его жена Мариам.
Мариам Гелагаева: Утром звонок в дверь, и когда я подошла, я говорю - кто там? Они говорят - открывайте. Кто? - Открывайте. Я позвонила участковому и сказала, что стоят молодые люди трое и просят, чтобы я открыла дверь. Они говорят: подождите нас, мы сейчас подъедем. Были дома муж, ребенок маленький и я. Милиция еще не подъехала, они начали ломиться в дверь, и тогда муж открыл дверь. Они тут же положили его ударом на землю, приставили к голове пистолет, надели на руки наручники, все это сопровождалось матом: зачем вы, подонки, сюда приехали, зачем вы здесь устраиваете теракты, кто вас просил сюда приезжать? Документов они нам не показали, форма на них была без погон, без всяких отличительных знаков, единственное, у некоторых были на голове маски. В это время подошли участковый и с ним милиционер. Они стали говорить, по какому праву вы их забираете, а они отвели в сторону, что-то сказали участковому и забрали мужа.
Владимир Долин: В районном отделении милиции отрицали даже сам факт задержания Алихана Гелагаева. Но все же вечером Алихан Гелагаев был отпущен. Он рассказывает, что на Петровке от него требовали признания в том, что он оказывал интеллектуальное и финансовое содействие террористам. Сегодня милиция побывала в доме известного адвоката Абдулы Хамзаева.
Абдула Хамзаев: Утром меня разбудили, сказал внук, что в дверях стоят работники милиции, требуют, чтобы их впустили в квартиру. Я вышел, мне сообщили о том, что существует письменный приказ о том, что все без исключения чеченцы и дагестанцы, пребывающие в городе Москве, должны подвергнуться так называемому жилищному досмотру. От каждого из нас должно быть отобрано объяснение по вопросам, как долго я, например, проживаю в Москве, чем я занимаюсь и, в общем-то, почему я нахожусь в Москве, какие у меня транспортные средства, кто, когда ко мне приезжал в последний раз, зачем приезжал. Короче говоря, свидетельствовать о своих действиях, о своем образе жизни письменно. Нарушение статьи 51-й Конституции Российской Федерации и европейской Конвенции по правам человека и основным свободам, давать по существу показания относительно самого себя и членов своей семьи. Мне по этому поводу сказали - есть письменный приказ, который находится у каждого начальника отделения милиции. Я подвергаюсь столь унизительной процедуре, незаконному вторжению в мой дом. Я - чеченец, который отдал 45 лет укреплению этого государства, будучи ответственным работником органов советской прокуратуры. На старости лет я дожил до того, что по национальному признаку ко мне могут ворваться в дом, меня могут обыскать, со мной могут что угодно сотворить. И сегодня я впервые перестал осуждать тех, которые покидали родину. Я с презрением относился ко всем, кто когда-то покидал Советский Союз. Вероятно, я не был в то время в их шкуре, а сейчас я понимаю.
Владимир Долин: Абдуле Хамзаеву тем более обидно, потому что он, как и многие чеченцы диаспоры, предлагал свою помощь в освобождении заложников.
Абдула Хамзаев: У нас есть основания сочувствовать, потому что мы повседневно пребываем в этой ситуации опасности. Чеченцы хотят, пусть ответственность несут лица, совершившие уголовно-наказуемые деяния, и государство одновременно выступает в роли защитника прав мирного населения.
Владимир Долин: В управлении информации Главного управления внутренних дел Москвы мне отказались подтвердить или опровергнуть существование приказа о поквартирном обходе чеченцев и дагестанцев. Борис Грызлов приказал органам внутренних дел противодействовать любым возможным проявлениям экстремизма, направленных против выходцев с Кавказа. Этот приказ Борис Грызлов мог бы адресовать своим подчиненным.