В Азербайджане расширены полномочия силовиков под предлогом борьбы с экстремизмом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Национальное собрание Азербайджана 28 октября дало силовикам дополнительные полномочия по ограничению деятельности прессы, а также отключению коммунальных услуг и ограничения движения транспорта в зоне спецоперации против религиозных экстремистов. Поправки уже вызвали критику представителей гражданского общества.

Как писал "Кавказский узел", в тот же день Национальное собрание Азербайджана внесло в Уголовный кодекс дополнения, усиливающие ответственность за религиозный экстремизм. В частности, предусмотрено наказание вплоть до 20 лет лишения свобода и пожизненного заключения за действия по насильственному изменению конституционного строя, захвату власти, а также нарушению территориальной целостности страны на почве религиозной вражды, радикализма, фанатизма.

28 октября азербайджанский парламент принял поправки в законы "О СМИ", "О газоснабжении", "Об электроэнергетике", "О водоснабжении", "О телекоммуникации" и "О дорожном движении". Поправки наделяют силовиков полномочиями отключать в зоне проводимой против религиозных экстремистов спецоперации подачу газа, электричества, воды, связи, а также перекрывать движение транспорта.

Наряду с этим орган, проводящий силовые действия, сможет временно не допускать журналистов в зону спецоперации. Информацию силовики будут предоставлять в объемах и в сроки, которые посчитают нужными.

Против этой поправки выступил председатель партии единого Народного фронта Азербайджана, депутат Гудрат Гасангулиев. "Предоставление информации о спецоперации правоохранительными органами и распространение информации по разрешению силовиков ограничивает права журналистов. Надо найти другие формы регулирования этого вопроса", - заявил Гасангулиев в ходе пленарного заседания.

"Ограничения могут вводиться, только когда применяется оружие"

Ограничительный для прессы характер принятых парламентом законов отметил член общественного объединения "Платформа гражданского общества" Алескер Мамедли.

"Помимо интересов безопасности есть и право общества знать правду и получать объективную информацию. Это относятся и к спецоперациям. Ограничения могут быть разумными только в период действий, когда применяется оружие. Предоставление силовикам права вводить ограничения на время, которое им заблагорассудится, может привести к злоупотреблениям. Работа СМИ важна с точки зрения контроля над соблюдением прав людей, не имеющих отношения к экстремизму. Журналисты должны иметь возможность объективно освещать процесс, выступая проводником общественного контроля с целью недопущения применения чрезмерной силы", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".

Подверг критике полномочия силовиков отключать в зоне спецоперации коммунальные услуги и связь глава общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.

"Отключения света, газа, воды, связи кажутся неоправданно чрезвычайными мерами, на практике это может приводить к нарушению прав человека. Такое уже было во время спецоперации в поселке Нардаран, когда в холодное время года якобы из-за неуплаты долгов отключили свет, газ, воду, телефонную связь, перекрыли движение транспорта. Поселок был взят в осаду, когда там уже не было никакого вооруженного сопротивления, а полиция проводила обыски в домах", - отметил Гюльалыев.

26 ноября в Нардаране в ходе спецоперации силовики провели массовые задержания. Это спровоцировало беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. 27 ноября в Нардаране было отключено электроснабжение, прекратила работу телефонная станция. Официальной причиной отключения электричества власти назвали долги населения. 

Раздел "Справочник" "Кавказского узла" содержит справку "Нардаран", посвященную, в частности, процессу в отношении лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде и еще 17 обвиняемых в рамках дела о конфликте в поселке.

Автор:
источник: корреспондент «Кавказского узла»