Свидетель обвинения заявила о давлении на нее в период расследования дела о халифате

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На процессе по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата свидетель обвинения Инна Урчукова заявила, что ей ничего неизвестно о связи подсудимых с вооруженным подпольем. Она опровергла показания, которые давала на предварительном следствии, и заявила, что на нее оказывалось в тот период давление.

"Кавказский узел" информировал, что дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке создать в республике халифат с шариатской формой правления, поступило в суд в августе. Подсудимые на заседании суда вину не признали. 26 октября прокурор огласила письменные доказательства, связанные с обвинением одного из подсудимых в незаконном обороте боеприпасов и взрывчатых устройств.

На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый при попытке задержания. По версии следствия, подсудимые состояли в незаконном вооруженном формировании (НВФ), целью которого было изменение конституционного строя и установление в Кабардино-Балкарии халифата. Также им вменяется перезахоронение по мусульманскому обычаю своего товарища Александра Попова, которое следствие посчитало вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, они обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Темботова, которое сорвалось из-за того, что взрывное устройство не сработало.

27 октября на заседании Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону никого, кроме участников процесса, в зале суда не было. В качестве свидетеля обвинения допрошена Инна Урчукова, которая была мусульманской женой Александра Попова, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в суде.

Урчукова давала показания в Ростове-на-Дону, а не по видеоконференцсвязи из Нальчика, как большинство других свидетелей. Она вошла в зал суда, будучи одетой в традиционную исламскую одежду: длинное закрытое платье и платок.

Перед началом допроса Урчукова пояснила, что непосредственно перед началом судебного заседания давление на нее не оказывалось.

Отвечая на вопросы стороны обвинения, свидетель рассказала, что со своим мусульманским мужем, 19-летним Александром Поповым, она познакомилась в 2013 году через свою подругу Амину Гучакову. Обоюдная симпатия у молодых людей возникла с момента знакомства, они общались две недели и решили пожениться мусульманским браком. Официально зарегистрировать брак в загсе, по словам свидетеля, молодожены не успели в связи с гибелью Попова, хотя дата свадьбы уже была назначена.

По версии обвинения, Попов входил в НВФ под руководством жителя селения Дейского Терского района Анзора Хабекова и был убит 12 июля 2013 года.

Своего мужа Урчукова охарактеризовала как абсолютно неконфликтного человека, который «мечтал о семье и детях». Попов учился на водителя, чтобы затем работать и получать больше денег для содержания семьи, отметила свидетель.

Урчукова показала, что ничего не знает о связях своего мусульманского мужа с вооруженным подпольем. Она никогда не видела его с оружием и не слышала, чтобы он планировал «свергнуть конституционный строй в республике». Фамилии других членов НВФ, таких как Хабеков и Небежев, она также никогда от него не слышала. При этом свидетель не верит в то, что ее муж мог что-то от нее скрыть, так как они проводили почти каждый день вместе и отношения у них были более чем доверительные.

Последний раз Урчукова видела Попова 8 июля 2013 года. О его смерти она узнала по телевизору. В репортаже об убийстве на окраине Нальчика трех членов НВФ Урчукова заметила вещи Попова, его телефон и куртку. Это стало для нее не просто неожиданностью, а «настоящим ударом», заявила свидетель.

На похоронах, по ее словам, мать ее мужа Надежда Попова настояла на том, чтобы Александра, или по-мусульмански - Саида Попова, похоронили по православному обряду.

«Мать полжизни своего сына отсутствовала и не знала, что он уже как 4 года в исламе, - рассказала Урчакова суду. - С ней разговаривали все: другие матери, соседи, я тоже. Но она настояла на своем».

После похорон Урчукова вместе с матерью ходила на могилу своего мусульманского мужа. О том, что его тело выкопали, она не знала. На могиле все было в порядке — православный крест чистый, целый и не поваленный. Никаких следов вандализма на могиле, по словам свидетеля, видно не было.

Вторая группа вопросов обвинителей касалась собраний, которые проходили на лавочке на улице Пушкина рядом с работой подсудимого Олега Мисхожева и в которых участвовало около 5-6 молодых людей. Они, по версии обвинения, проходили в 2013-2014 годах.

Свидетель пояснила, что на этих встречах обсуждались вопросы помощи бедным и малоимущим и бытовые проблемы. Религиозные вопросы поднимались нечасто, отметила она.

«Мисхожев предлагал на встречах создать джамаат, избрать себя эмиром, финансировать семьи ликвидированных боевиков, приобрести оружие, объявить джихад "неверным", изменить конституционный строй в республике, создать халифат? - задавала вопросы прокурор Молова. - Может быть, на встречах осуждался образ жизни "неверных"?».

Свидетель Урчукова пояснила, что ничего из того, что перечислила прокурор не было, и к экстремистским действиям Мисхожев не призывал, равно как и никого, по ее словам, не осуждали. «Я не могу со своим нравом разобраться, не то чтобы судить других людей», - заметила свидетель.

В связи с существенными противоречиями показаний свидетеля с ее показаниями на стадии предварительного следствия прокурор заявила ходатайство об оглашении этих показаний. Суд это ходатайство удовлетворил.

Согласно этим показаниям, в собраниях на лавочке, помимо свидетеля, участвовали Мисхожев, Балкаров, Шогенов, Кипшиев, Мидова и некий мужчина с мусульманским именем Сулейман.

После гибели Попова, Конакова и Шеретлокова Мисхожев призвал собиравшихся на лавочке молодых людей «сплотиться», «создать джамаат» и «выбрать амира». После того, как Мисхожева избрали амиром, он потребовал дать ему клятву верности - «бояд» и заявил о необходимости свержения конституционного строя в Кабардино-Балкарии, прочитала гособвинитель показания свидетеля на предварительном следствии.

Для этого джамаат, возглавляемый Мисхожевым, должен был вооружиться и присоединиться ко всемирному джихаду, огласила показания гособвинитель. Для нападения на сотрудников правоохранительных органов Мисхожев создал специальную группу, которая должна была осуществлять «мобильный джихад», прочитала прокурор.

Затем гособвинитель попросила свидетеля пояснить, почему ее показания в суде кардинальным образом отличаются от показаний, данных следователям.

Урчукова ответила, что ее показания были изменены следователями во время допроса. «Я говорила нет, а следователь записывал развернутый ответ», - сказала свидетель.

Она обратила внимание суда, на то, что в ее письменных показаниях есть слова, о значении которых она не знает, например, «мобильный джихад».

Во время допроса в период предварительного следствия, по ее словам, она подвергалась психологическому давлению со стороны силовиков, которые, как утверждает свидетель, над ней смеялись из-за того, что она ходит в мусульманской одежде, приезжали к ней домой, запугивали и угрожали посадить.

«Мне говорили, что из свидетелей в обвиняемые перейти - раз плюнуть, я испугалась, поэтому протоколы допросов пришлось подписать», - заявила Урчукова.

«Почему вы испугались, если не участвовали в противоправных действиях и не знали за собой вины?» - спросил судья.

Урчукова ответила, что перед ее глазами был пример арестованных ребят, которых посадили «ни за что».

В заключении Урчукова отметила, что специально приехала в Ростов-на-Дону, чтобы рассказать правду, и призвала верить своим показаниям в зале суда, а не тем, которые она давала на предварительном следствии.

После допроса Урчуковой суд объявил перерыв до 1 ноября.

Комментариями участников процесса относительно хода судебного слушания "Кавказский узел" пока не располагает.

Материалы о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата"

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"