Джахангир Гаджиев приговорен в Азербайджане к 15 годам тюрьмы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Председатель правления ОАО «Международный банк Азербайджана» Джахангир Гаджиев приговорен к 15 годам лишения свободы. Реальные сроки получили еще трое обвиняемых, четверо осуждены условно.
Как писал «Кавказский узел», бывшего председателя правления МБА задержали и заключили под стражу 5 декабря 2015 года. Его супруга Замира Гаджиева, объявленная в розыск, арестована заочно. 23 июня Джахангиру Гаджиеву и еще семи фигурантам дела были предъявлены обвинения в хищении у МБА в общей сложности более 211 миллионов манатов (около 138 млн в долларовом эквиваленте).
27 сентября на заседании Бакинского суда по тяжким преступлениям выступил прокурор Фарид Нагиев, потребовавший лишить Джахангира Гаджиева свободы сроком на 17 лет. Еще семерых обвиняемых в хищениях у банка гособвинитель предложил осудить на сроки от 7,5 года до 12 лет и 11 месяцев тюремного заключения.
Защита Гаджиева намерена обжаловать приговор. Независимые эксперты считают, что за финансовые нарушения в МБА ответственны и государственные финансовые ведомства.
Сегодня судейский состав под председательством судьи Афгана Гаджиева зачитал обвинительный приговор. Джахангир Гаджиев получил 15 лет лишения свободы. Один из его приближенных, бывший директор Бакинского орехового завода Азад Джавадов, получил 10 лет 11 месяцев лишения свободы и был взят под стражу в зале суда. Главу филиала «Центральный» МБА Юсифа Алекперова приговорили к 7,5 года лишения свободы. Директор ООО Inter Security Ибрагим Гусейнов получил 6,5 года тюремного срока. Еще четверо бывших сотрудников МБА Анар Султанов, Кенан Оруджев, Ильгар Абдуллаев и Мамед Джахангиров приговорены к трем годам лишения свободы условно.
Суд признал подсудимых виновными по статьям 179.3.1, 179.3.2 (присвоение в крупном размере организованной группой), 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), 309.2 (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия), 313 (служебный подлог), 228.1 и 228.4 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов) УК Азербайджана.
Защита намерена обжаловать приговор
Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Гаджиева Фахраддин Мехтиев защита настаивала на оправдательном приговоре.
«Джахангир Гаджиев в своем последнем слове сообщил, что кредиты банка использовались по назначению, на эти средства были открыты предприятия приносящие доход. Кредиты возвращались вовремя. Гаджиев считает, что эти кредиты не могут считаться «проблемными», поскольку время их погашения не истекло. Проблемы с возвращением кредитов начались после его отставки. Гаджиев возложил ответственность за это на министра финансов Самира Шарифова, ведь именно представитель Минфина является главой постоянного совета МБА», - сказал адвокат.
По словам адвоката, уголовное дело против Гаджиева расследовалось с грубыми процессуальными нарушениями. Это продолжилось и на суде, добавил Мехтиев. Адвокат указал на неправомерность ведения следствия в Главном управлении по борьбе с оргпреступностью МВД. Ибо одна из статей обвинения - 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) УК относится к компетенции прокуратуры, и потому следствие должен был вести именно этот орган, убежден Мехтиев.
«Гаджиева 38 суток содержали в изоляторе ГУБОП, что является грубым нарушением закона. Все жалобы защиты на эти процессуальные нарушения остались без внимания. В то же время, нарушаются права родных Гаджиева: введен запрет на выезд из страны его сестры Амины Гаджиевой, ей не дают унаследовать квартиру матери. К самому Гаджиеву не допускают нотариуса, что нарушает его гражданские права», - сказал Мехтиев.
Международный банк Азербайджана является самым крупным банком Южного Кавказа. 50,1% акций банка принадлежит азербайджанскому государству, от имени которого выступает Минфин страны.
Другой адвокат Гаджиева Агиль Лаиджев в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» сказал, что в 2010 – 2014 гг. деятельность МБА проверялась налоговым ведомством и прокуратурой. Уголовное дело было закрыто в виду отсутствия преступных фактов.
«Суд не был объективным. Судьи старались защитить от неудобных вопросов ключевых свидетелей, ответственных должностных лиц МБА, хотя они непосредственно были ответственны за выдачу кредитов. Суд также отказался вызвать на процесс представителя Минфина, который в СМИ обвинил Гаджиева в выводе в офшоры около 5 млрд долларов. Если у Минфина были такие сведения, то почему они не передавали это следствию?» - сказал адвокат Лаиджев.
Он подчеркнул, что защита намерена подать апелляцию. Кроме того, адвокаты уже направили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на «необоснованный арест» бывшего главы МБА.
Эксперты считают дело МБА следствием проблем в системе госфинконтроля
Независимые эксперты считают, что дело против должностных лиц МБА выявило недостатки всей государственной системы финансового контроля.
«Представитель Минфина заявил о выводе из МБА в 2009 – 2015 годы в офшоры 5 млрд долларов. Это свидетельствует о том, что на протяжении шести лет в Азербайджане не действовали банковско-финансовый надзор и валютно-таможенный контроль. Исполнители этих функций – ЦБА, Минфин, Госкомтаможня не выполняли свои элементарные обязательства. Таким образом, в самом крупном банке Южного Кавказа царило откровенное расхитительство, сломан становой хребет банковской системы», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу.
2 сентября пресс-секретарь Минфина Маис Пириев в связи с требованиями Гаджиева о явке в суд министра финансов Самира Шарифова заявил, что руководство МБА выдавало кредиты без ведома Наблюдательного совета банка, в котором присутствовали представители финансового ведомства. Представитель министерства финансов отметил, что с октября 2009 года до марта 2015 года вопреки решениям Наблюдательного совета юридическим и физическим лицам в целом были выданы безнадежные кредиты на 1,3 миллиарда манатов, 1,4 миллиарда долларов и 300 миллионов евро. В то же время по указанию бывшего руководства банка и вопреки действующему законодательству из страны были вывезены 3,7 миллиарда долларов, 1,1 миллиарда евро, которые были потрачены на покупку долговых бумаг (векселей), созданных в офшорах новых компаний без каких-либо положительных кредитных рейтингов. Позднее эти средства посредством многоступенчатого перечисления были направлены на проекты, бенефициаром большинства из которых был Джахангир Гаджиев, цитирует Пириева АПА.
При выявлении подобных фактов в демократических странах, продолжил Ибадоглу, руководители органов, ответственных за финансово-банковский и валютный надзоры, сразу бы ушли в отставку и немедленно были привлечены к ответственности.
По мнению заместителя главы Объединения содействия экономическим инициативам Ровшана Агаева, всего в МБА было расхищено около 8 млрд долларов. Это делалось двумя способами.
«На имена граждан Азербайджана выдавались кредиты (порой до 50-60 млн долларов), которые потом использовались в личных целях. Когда же деньги не возвращались, их оформляли как проблемные и безнадежные. Другим каналом была регистрация офшоров, куда средства банка выводились путем покупки векселей этих фирм. Далее эти средства переводились на зарубежные счета», - сказал Агаев корреспонденту «Кавказского узла».
По его словам, 8 млрд долларов хватило бы на финансирование сферы образования Азербайджана в течение семи-восьми лет, или здравоохранения в течение 20 лет, или расходов на социальную защиту в течение пяти лет.
«В этом беззаконии виновен не только Джахангир Гаджиев. Ответственность несут все руководители финансовой системы и в целом правительство», - полагает эксперт.
Представители других обвиняемых ситуацию пока не прокомментировали.
Напомним, Джахангир Гаджиев приходится родственником экс-министру национальной безопасности Азербайджана Эльдару Махмудову, который был освобожден от должности 17 октября, после чего в стране началась волна задержаний сотрудников этого ведомства.