Кавказоведы сочли популистской православную инициативу по запрету абортов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На фоне других регионов России проблема абортов в республиках Северного Кавказа благодаря мусульманским традициям является малоактуальной, заявили опрошенные "Кавказским узлом" врачи, исламоведы и правозащитники, работающие в регионах СКФО. По их словам, инициатива православных движений по полному запрету абортов является спорной, так как может привести в России к росту количества криминальных случаев прерывания беременности.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее в городах Юга России неоднократно проходили акции против абортов, в том числе в Ставрополе, Владикавказе, Ростове-на-Дону и Краснодаре.
"В первую очередь аборты нужно вывести из системы ОМС"
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поставил подпись под текстом обращения, призывающего запретить аборты на территории России.
"Сбором подписей занимаются Общероссийское общественное движение "За жизнь" и движение "Православные добровольцы". Под петицией поставили подписи более 300 тысяч человек. Свои подписи под документом также поставили духовенство края, преподаватели и учащиеся духовной семинарии, сотрудники Епархиального управления. В ближайшее время аналогичные документы будут направлены в храмы епархии, где их смогут подписать все желающие", - говорится в сообщении, размещенном на сайте Ставропольской митрополии.
Дополнение "Кавказского узла" от 12.02 мск 11.10.2016: Организаторы сбора подписей под петицией за законодательный запрет абортивных практик и технологий ставят своей целью набрать миллион подписей. В Интернете сбор подписей не ведется, но в соцсетях опубликована форма подписного листа. На листе есть таблица для заполнения на десять человек, каждый подписант должен оставить свои паспортные данные. В листе указано, что АНО "За жизнь" поручается передать обращение президенту и в другие инстанции. Сам подписной лист должен быть направлен на абонентский ящик лидеру движения "За жизнь" Сергею Чеснокову в Нижний Новгород. Фотокопий листов с действительными подписями организаторы акции не публикуют, кроме фотографии листа с пятью подписями, одна из которых принадлежит Патриарху Кириллу. Вместе с тем, организаторы регулярно выкладывают в сеть фотоотчёты, на которых видно, как подписи под петиций оставляют служители и прихожане церквей. "Кавказский узел" не имеет возможности проверить достоверность информации о заявленных инициаторами 300 тысячах собранных подписей.
По словам митрополита Кирилла, первым шагом к запрету абортов должно стать выведение операций по прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования. "Самим фактом нахождения в системе ОМС, аборт утверждается как норма. Но как может быть нормой убийство ребенка? Церковь никогда не сможет с этим согласиться", - заявил митрополит.
В сообщении подчеркивается, что ранее обращение граждан за запрет абортов "подписали патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также ряд архиереев Русской православной церкви".
Вслед за патриархом поддержал инициативу глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин. Он уточнил, что в исламе допускается прерывание беременности "только по медицинским показателям", отмечает РИА "Новости".
Аборты в России разрешены законом и оплачиваются из государственного бюджета. При сроке беременности до 12 недель аборт может быть проведен по желанию женщины; при сроке 12-22 недели — если беременность наступила в результате изнасилования; при наличии медицинских показаний — на любом сроке беременности, об этом говорится в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", опубликованном на сайте "Российской газеты".
"В регионах СКФО зарегистрировано меньше всего абортов"
Согласно данным Росстата, самая низкая распространенность абортов наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, отмечается в материале "Аборты и контрацепция в России: есть ли различия между регионами?", размещенном на сайте "Демоскоп" Института демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
"Самыми низкими, в 2-3 раза ниже среднероссийского, коэффициентами абортов характеризуются Республики Северного Кавказа и Москва", - подчеркивается в материале.
"Если исключить самопроизвольные выкидыши, которые тоже учитываются в общей статистике абортов, в реальности коэффициент этих операций по состоянию на 2013 г. составил: в Дагестане - 6,6 на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, в Ингушетии - 6,0, а в Чечне - 1,4. Для сравнения - в Дальневосточном федеральном округе коэффициент абортов составляет 45,6 на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет", - приводятся в материале "Демоскопа" данные Росстата за 2013 год.
Данные Росстата по количеству абортов в регионах России за 2014 и 2015 годы в открытом доступе найти не удалось. Однако в декабре 2015 года член бюро президиума Всемирного русского народного собора (ВРНС), советник полпреда президента РФ в ЦФО Марина Белогубова заметила, что "самое маленькое количество абортов по России по-прежнему зарегистрировано в СКФО".
"Мы провели большое исследование во всех регионах России – с целью определения так называемого индекса духовно-нравственного воспитания. Оценивали территории по 16 показателям, в числе которых: число детей-сирот, браков, разводов, абортов и другое. По числу абортов наименьшие показатели – на Северном Кавказе, причем явный лидер – это Чечня. А на позорных первых позициях – регионы Сибири и Дальнего Востока", - процитировало Марину Белогубову издание "АиФ-Ставрополь".
"Аборт запрещено делать на любом этапе беременности"
Аборты допустимы лишь в том случае, если существует угроза жизни и здоровью женщины, считает председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края, муфтий Мухаммад Рахимов. По его мнению, "во всех остальных случаях речь идет об убийстве ребенка".
"Сделать аборт - это равносильно убийству человека. Аборт запрещен на любом этапе беременности, кроме случаев, когда есть угроза жизни матери", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мухаммад Рахимов.
По его словам, большинство абортов "совершаются по причине половой распущенности, случайных связей и отсутствия моральных принципов". Муфтий поддержал идею о законодательном запрете абортов.
"Муж и жена в равной степени отвечают перед Господом за будущего ребенка. Во все времена в семьях было много детей. И редко кто умирал с голоду. Всевышний всем дает его удел и пропитание", - заявил Рахимов.
"Для жертв изнасилований нужно делать исключения"
В СКФО наблюдается "положительная динамика по снижению количества абортов", заметила руководитель одного из правозащитных центров на Северном Кавказе, занимающегося социально-психологической реабилитацией жертв насилия и просветительской деятельностью по охране материнства и детства.
"В последнее десятилетие, в том числе и благодаря деятельности правозащитных, благотворительных организаций, на Северном Кавказе получили распространение среди женщин методы профилактики нежелательных беременностей и контрацепции", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель НПО на условиях анонимности.
По ее мнению, к положительной динамике по снижению количества абортов "приводит и религиозная традиция". "Женщина знает, что если она забеременела, то согласно нормам ислама, аборт будет являться грехом. Это убеждение подталкивает жительниц регионов СКФО к предохранению", - считает руководитель НПО.
"Как человек верующий я уверена, что если жизнь дана - то ее нужно сохранить. Исключения, как я считаю, нужно делать только для жертв изнасилований, или если у плода выявлены значительные нарушения в развитии, или есть угроза жизни матери", - привела свою точку зрения собеседница.
Опасность полного запрета искусственного прерывания беременности в России невелика, однако вероятность дальнейшего усложнения доступа и увеличения стоимости процедуры весьма значительна, отметили авторы книги "Междисциплинарные исследования экономики и общества: ежегодная научная конференция Новой экономической ассоциации". "При этом активными противниками права на аборт являются в большей степени мужчины и женщины за пределами репродуктивного периода, то есть те, для кого проблема несвоевременной беременности не актуальна как личная проблема. Правительство России не демонстрирует поддержки процессу гуманизации контроля рождаемости", - подчеркнули в книге эксперты МГУ имени М.В.Ломоносова (МАКС Пресс, 2014. с. 214-225).
"У исламских ученых есть разные точки зрения на проблему"
В свою очередь выпускник одного из мусульманских университетов Ближнего Востока Расул Шахов обратил внимание, что в исламском праве "имеются разногласия в определении границ запретности или допустимости абортов".
"Есть группа улемов, исламских ученых, которые считают аборты абсолютно запретным действием. Но и они допускают аборт по медицинским показаниям, если существует смертельная угроза женщине. По их мнению, если зачатие произошло, то уже плод может считаться живым человеком. Соответственно, аборт приравнен к убийству на любом сроке беременности", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
При этом другая группа исламских ученых придерживается мнения, что "только после 120 дней от зачатия плод становится человеком, и только с этого срока беременности действует категорический запрет на аборт, отметил Шахов. Он подчеркнул, что данная группа исламских ученых ссылается на хадис пророка Мухаммада, в котором говорится об этапах внутриутробного развития.
"У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови, и затем через тот же срок – разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу...", - процитировал хадис Расул Шахов.
"Исходя из этого хадиса, некоторые улемы делают вывод, что плод приобретает душу и все человеческие черты к 120 дню после зачатия. А значит, прерывание беременности в предшествующий период, не вредящими здоровью способами, дозволен и приравнивается к контрацепции", - добавил он.
После 120 дней аборт совершенно недопустим, кроме случаев, когда роды и вынашивание могут грозить жизни женщины, отметил Шахов. "Хотя и тут есть разночтения между улемами. Ведь угроза жизни матери - это лишь предположение, а из-за этого лишается жизни ребенок в утробе", - подчеркнул Шахов.
Согласно нормам ислама, женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, прерывать беременность не греховно, а порицательно (карахат), отмечал ученый-богослов Курамухаммад-хаджи Рамазанов. "Если же плоду более сорока дней, то это делать греховно. Но для того, чтобы аборт не был греховным и до сорока дней, есть три условия: согласие мужа; согласие жены; разрешение специалиста (врача), что этим не будет нанесен вред здоровью матери", - говорится в материале Курамухаммада-хаджи Рамазанова, размещенном на сайте Islamdag.ru. Рамазанов также отмечал, что "если два богобоязненных врача-специалиста дают точное заключение, что от продолжения беременности существует опасность здоровью или жизни матери, или же ребенок может умереть, то позволяется совершать аборт до достижения плода 120 дней (т.е. до того, как он будет шевелиться)".
"После 40 дней редко кто из мусульманок избавляется от плода"
Жители Дагестана по вопросу абортов в основном стараются придерживаться мусульманских традиций, считает Шамиль Шихалиев, ученый-арабист, глава Фонда восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.
"Есть более религиозные семьи, есть менее религиозные. Но даже те люди, которые не совершают молитвы и не соблюдают пост, - они по вопросу абортов стараются придерживаться мусульманских традиций. Если для кого-то беременность является нежелательной, обычно проблема решается в срок до 40 дней после зачатия. После 40 дней редко кто избавляется от плода", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Шамиль Шихалиев.
По его словам, прервать беременность после 40 дней после зачатия "решаются оторванные от традиций люди". "Но таких крайне мало. Жители Дагестана, даже не практикующие ислам, интегрированы в социальную жизнь мусульман. Поэтому они не поступают вопреки общественным устоям", - заявил Шихалиев.
Однако шеф-редактор интернет-издания о дагестанских женщинах Daptar.ru Светлана Анохина в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" привела точку зрения, что "религиозные соображения не останавливают женщин от совершения абортов".
"По моему убеждению, религиозность только тонким слоем ложится на черты характера и на прочие вывихи человеческой личности, совершенно не корректируя ее в серьезных вопросах", - считает Светлана Анохина.
"Религиозный фактор оказывает влияние на снижение количества абортов"
В Адыгее ситуация с абортами "является относительно благополучной", отметила заведующая медико-генетической консультацией городской клинической больницы Майкопа Зарема Сахтарьек.
"За последние 2-3 года число абортов в медицинских учреждениях сильно снизилось. При этом в настоящее время некоторые женщины на очень раннем сроке могут воспользоваться медикаментозным способом прерывания беременности. Это все-таки не аборт", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
"К тому же сейчас всех женщин, желающих совершить аборт, просто упрашивают оставить ребенка", - добавила Зарема Сахтарьек.
Вместе с тем собеседница заметила, что "не везде одинаково относятся к сохранению беременности". "Некоторые пациентки мне рассказывали, что в соседних с Адыгеей районах Краснодарского края, стоит только женщине чихнуть или кашлянуть, как врачи начинают уговаривают женщину сделать аборт [по медицинским показателям]", - отметила Зарема Сахтарьек.
По мнению врача, религиозный фактор "также оказывает влияние на снижение количества абортов". "Верующие женщины воспринимают плод уже как человека, которому дана душа, и решиться на аборт им сложнее", - сказала она.
Запрет на аборты не решит проблему, также считает Зарема Сахтарьек. "Нужно морально-этическое воспитание, правильное объяснение вопросов контрацепции. Я являюсь принципиальным противником абортов, но понимаю, что у людей есть разные обстоятельства", - заметила врач.
Запрет на аборты приведет к росту количества подпольных, криминальных абортов, предположила Зарема Сахтарьек. "Всегда найдутся женщины, которые хотят совершить аборт, и они найдут "знахаря с ножом". И женщины будут умирать", - считает Сахтарьек.
Запрет на аборты приведет "больше к печальным последствиям, чем к разумному и осознанному поведению женщин", считает этнопсихолог, руководитель проекта развития личности "Экология отношений и достижений" Аиша (Анастасия) Корчагина.
"Если инициаторы запрета на аборты готовы взять на себя ответственность за работу со взрослыми, чтобы прививать им семейные ценности и ответственность за свои поступки, за заботу о всех детях без ограничения, за их обеспечение, воспитание, обучение, то эта инициатива является обоснованной. В противном случае - это зло, которое способно усилить вынужденные противозаконные действия. Просто прописать закон и не создать условия для его выполнения - это создание причин для усиления проблемы и для формирования новых", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" этнопсихолог.
"Нужно создать условия для того, чтобы женщины не делали аборты"
В свою очередь опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" жительницы Кабардино-Балкарии и Северной Осетии в целом поддержали инициативу по запрету абортов.
30-летняя жительница Владикавказа Алина в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сказала, что она "выступает против абортов, кроме тех случаев, когда процедуру прерывания беременности по медицинским показаниям рекомендуют сделать врачи". Сама женщина работает учителем, она замужем и воспитывает дочь.
Ее точку зрения поддержала другая жительница Северной Осетии, Мадина. "Я считаю, что запрет абортов нужно закрепить на законодательном уровне", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" 30-летняя жительница республики.
Однако жительница Владикавказа Светлана сказала, что "она не поддерживает инициативу". "Те женщины, которые хотят сделать аборт, найдут для этого способ", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" 45-летняя жительница республики, воспитывающая двоих детей. "Властям лучше создать условия для того, чтобы женщины не хотели делать аборты. А не запрещать их", - добавила Светлана.
55-летняя жительница Кабардино-Балкарии Людмила в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заметила, что "аборты нужно делать лишь в исключительных случаях, когда вынашивание ребенка и роды представляют угрозу для жизни самой женщины".
"Я сама очень хотела родить ребенка, но так случилось, что у меня нет детей. Поэтому всю жизнь завидую тем, у кого есть дети. Инициатива по законодательному запрету абортов, видимо, продиктована демографическими проблемами. Однако нужно иметь ввиду, что, если женщинам запретить делать аборты в больницах, они пойдут к непрофессионалам, будут делать криминальные аборты, при которых возможны различные осложнения", - считает Людмила.
С мнением Людмилы согласилась 49-летняя жительница Кабардино-Балкарии Анна. "Аборты делают, как правило, в безвыходной ситуации. Новый запрет приведет к валу подпольных абортов", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница республики.
"Аборт – это единственный грех, который не прощается женщине. Он приравнивается к убийству. Есть много возможностей предотвратить нежелательную беременность", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" 51-летняя жительница республики Наталья.