Свидетели по делу о халифате рассказали о перезахоронении тела Попова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На процессе в Ростове-на-Дону по делу о попытке создания на территории Кабардино-Балкарии халифата свидетели дали показания о встречах подсудимых, на которых, по версии следствия, обсуждались вопросы создания государства с шариатской формой правления. Свидетели также рассказали об обстоятельствах, при которых родственники обнаружили, что тело принявшего ислам Александра Попова было похищено для перезахоронения по мусульманскому обряду.

Как писал "Кавказский узел", в августе в суд поступило уголовное дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии, обвиненных в попытке создания на территории республики халифата с шариатской формой правления. На судебном заседании 27 сентября было оглашено обвинительное заключение. Свидетель, выступивший на заседании 30 сентября, не подтвердил связь подсудимых с предполагаемым командиром незаконного вооруженного формирования Анзором Хабековым. 4 октября два свидетеля отказались от своих показаний.

На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев и его знакомые Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также подсудимыми по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый во время задержания 27 августа. По версии следствия, подсудимые состояли в НВФ, целью которого было изменение конституционного строя и установление в КБР "Исламского государства - Халифат с шариатской формой правления" (ИГ, ранее - ИГИЛ признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). Также им вменяется перезахоронение по мусульманскому обычаю своего товарища по фамилии Попов, которое следствие посчитало вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, фигуранты дела обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Темботова, чье убийство не состоялось из-за несработавшего СВУ.

В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону продолжилось рассмотрение дела 10 молодых жителей Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке свержения конституционного строя в республике и установлению халифата. На заседании 6 октября в суде продолжили допрашивать свидетелей обвинения. Двое были допрошены посредством видеоконференцсвязи из Нальчикского гарнизонного суда и одна девушка, 1996 года рождения, приехала в Ростов-на-Дону, чтобы дать показания на месте.

Житель Нальчика Уянаев Альберт рассказал, что в 2013 - 2014 годах работал и занимался спортом вместе с подсудимым Олегом Мисхожевым. Рядом со зданием на ул. Пушкина, где они работали в охранном агентстве, находилась лавочка, на которой Мисхожев проводил встречи со своими друзьями.

По словам свидетеля, он несколько раз в них участвовал. На эти встречи приходили 5-6 молодых людей, фамилии которых он не помнит. Они обсуждали, каким образом лучше всего помочь бедным и нуждающимся, многодетным семьям, безработным и другим, попавшим в сложную жизненную ситуацию людям.

По свидетельству Уянаева, вопросы установления в Кабардино-Балкарии исламского государства, или вооруженного сопротивления властям, на лавочке не обсуждались, а сам Мисхожев был вооружен только маленьким 9-см ножиком. Наркотики Мисхожев не употреблял, занимался спортом и всегда адекватно себя вел. О связи Мисхожева и Хабекова свидетель ничего не знал.

Гособвинитель потребовала оглашения показаний свидетеля, которые он дал на стадии предварительного следствия. Суд ходатайство удовлетворил.

Она, в частности, огласила показания Уянаева, согласно которым, когда он подтягивался на перекладине рядом с лавочкой, до него доносились слова Мисхожева, такие как «джихад», «шариат», «выбрать амира» и спросила, действительно ли такое было.

Уянаев ответил, что слова он просто слышал, но не помнит подробностей и в каком контексте они прозвучали. Также он пояснил, что о создании НВФ, которое, по версии следствия, возглавлял Мисхожев, он впервые узнал на допросе у следователя.

«Получается это следователь рассказал вам, что Мисхожев руководитель бандформирования, а не вы следователю?», - спросил адвокат Лакунов. Свидетель подтвердил, что это ему «там рассказали».

Свидетель Амина Ашхотова оказалась сводной сестрой Александра Попова, в похищении тела которого для перезахоронения по мусульманскому обряду обвиняются подсудимые.

Амина пояснила, что Попов за два-три года до смерти стал исповедовать ислам, по какой причине, она не знает. Из-за этого у него были напряженные отношения с матерью, которая считала себя православной. Ашхотова заявила, что не знает, был ли Александр Попов при жизни членом НВФ, готовился ли к свержению власти в КБР, и не видела его с оружием.

Незадолго до своей гибели Попов завещал похоронить его без костюма, гроба и цветов по мусульманскому обычаю. Однако мать решила похоронить сына по православному обряду. Крестик, который она положила в гроб, подсудимый никогда при жизни не носил. 

На похоронах свидетель видела двух молодых людей, которые были недовольны тем, что Александра хоронят по-христиански, но фамилии их не знает.

Через два месяца она с другими родственниками обнаружила, что могила осела и была истоптана, а крест испачкан. Возникло подозрение, что тело Попова исчезло, в связи с чем они обратились в правоохранительные органы. Тело Попова было найдено захороненным в лесополосе.

Последней свидетельницей была 20-летняя Милана Мидова, приехавшая из Нальчика. Первая попытка дать показания закончилась для нее неудачно, девушка упала в обморок и суду пришлось объявить перерыв на час, до приезда «Скорой помощи».

Однако затем Мидова все же смогла дать показания. Она рассказала, что заинтересовалась исламом с октября 2011 г. В следующем году заключила мусульманский брак с Шеретлоковым. Они дружили с Александром Поповым и Инной Учуковой, которые тоже состояли в мусульманском браке.

Она рассказала, что в июле 2013 года Шеретлокова и Попова некие лица запихнули в машину и вывезли из двора дома на улице Ингушской. А через три дня по телевизору показали репортаж об их убийстве как членов НВФ.

Через какое-то время после этого Мидова и Учукова стали приходить на ул. Пушкина, где встречались с Мисхожевым и другими молодыми ребятами на лавочке. «Темы для разговоров были обычные, не радикальные», - заявила свидетель.

Обвинитель подала ходатайство на исследование существенных противоречий в показаниях свидетеля.

Она прочла показания свидетельницы, данные ей на стадии предварительного следствия, из которых следует, что после смерти Шеретлокова и Попова Мисхожев собрал нескольких молодых ребят на лавочке и призывал «сплотиться», «создать Джамаат», «избрать его амиром» и «принести ему клятвы верности». Помимо этого, следует из озвученных показаний, он призывал создать халифат вооруженным путем и убивать сотрудников правоохранительных органов как неверных.

Мидова заявила, что не давала такие показания и следователи дали ей уже готовый текст, который она подписала не читая из-за сильного стресса. «Следователь говорил, что если я не подпишу этот документ, то пойду как соучастница», - рассказала Мидова. Она также пояснила, что приехала в Ростов-на-Дону именно для того, чтобы избежать давления следствия.

Следующее заседание по делу назначено на вторник, 11 октября.

Новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата"

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"