Институт права медиа потребовал выпустить из тюрем Азербайджана журналистов и блогеров
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
За последний год ситуация со свободой слова в Азербайджане ухудшилась, заявил Институт права медиа. По его данным, в тюрьмах содержатся как минимум 12 журналистов и блогеров, пострадавших за реализацию права на свободу выражения.
ИПМ констатировал ухудшение ситуации со свободой слова в Азербайджане
С конца 2015-го и в 2016 годах ситуация со свободой выражения в Азербайджане ухудшилась, говорится в распространенном сегодня промежуточном годовом отчете Института права медиа (ИПМ).
"Несмотря на невозможности восстановить деятельность института в полном объеме мы решили возобновить мониторинги положения дел со свободой выражения и распространение периодических отчетов", - приводятся в пресс-релизе организации слова председателя ИПМ Рашида Гаджилы.
Хотя с начала 2016 года семь известных журналистов и блогеров были освобождения от длительных сроков заключения полностью или условно, тем не менее, как минимум 12 человек ставших жертвами использования своего права на свободу выражения остаются в тюрьмах. Часть из них находятся под досудебным арестом, а некоторые отбывают длительные сроки наказания, говорится в исследовании ИПМ.
В нем указано, что в тюрьмах содержатся Илькин Рустамзаде (блогер и активист движения Nida), Абдул Абилов (блогер), Сеймур Хази (журналист и член партии Народного фронта Азербайджана), Фарадж Керимов (активный пользователь Facebook и советник главы партии "Мусават"), Рашад Рамазанов (блогер), Фуад Гахраманлы (зампред партии Народного фронта Азербайджана, активный пользователь Facebook), Араз Гулиев (журналист), Ниджат Алиев (журналист), Тофиг Гасанов (поэт-сатирик), Аршад Ибрагимов (журналист), Фикрет Фарамазоглу (журналист) и Фаиг Амиров (финасовый директор газеты "Азадлыг").
Тюремные наказания грозят также находящимся под следствием блогеру Мехману Гусейнову, журналистам Гулу Магеррамли, писателю Акраму Айлисли. Сохраняется тенденция оказания давления на журналистов, освещающих общественно значимые собрания, акции, подчеркивается в отчете.
"Представители медиа-структур, в которых распространяется информация с критикой правительства - информационного агентства "Turan", газеты "Азадлыг", Meydan TV - при сборе информации об общественно-значимых мероприятиях подвергаются давлению. Нет благоприятной среды для работы журналистов, известных своими критическими публикациями. Эти журналисты, периодически подвергаются угрозам, психологическому давлению. В то же время зашли в тупик расследования фактов физического и психологического давления на журналистов в прошлые годы. Никто за это не привлечен к ответственности", - отмечает Рашид Гаджилы.
По его словам, остаются не раскрытыми убийства журналиста Эльмара Гусейнова и писателя-публициста Рафига Таги, и с целью запугивания журналистов продолжаются вызовы их на допросы. Несколько журналистов были вызваны в генпрокуратуру и предупреждены за свои публикации, говорится в отчете.
"Вызывались на допросы в генпрокуратуру и.о. главного редактора газеты "Азадлыг" Рахим Гаджиев, руководитель сайта qaynar.info Захир Азамат, журналист Анар Нифталиев, сотрудничающие с Meydan TV журналисты Натиг Джавадлы, Айтадж Ахмедова и др.", - заявляет Гаджилы.
В стране все еще сохраняется уголовная ответственность за клевету и оскорбление, напоминает он.
"Несмотря на то, что по статьям 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана аресты за редкими исключениями не проводятся, однако они широко используются в уголовном преследовании. По этим статьям назначаются альтернативные наказания – штрафы, общественные работы. В 2016 году были поданы по меньшей мере 24 судебных иска по диффамационным делам", - сообщает Гаджилы.
Ухудшается ситуация со свободой выражения и в области телевидения и радио: над всеми теле- и радиоканалами усилился политический, идеологический и финансовый контроль, осуществляемые напрямую и косвенными путями, далее отмечается в отчете ИПМ.
Общественное вещание лишь формально независимо, так как правительство контролирует назначение членов его совета, генерального директора и других ответственных лиц компании. Новостная политика Общественного вещания ничем не отличается от гостелевидения AzTV, являющегося пропагандистским рупором правительства, заявляет ИПМ.
Национальный телерадиосовет в июле 2016 года без законных оснований приостановил вещание телеканала ANS на 1 месяц, одновременно Национальный совет телерадиовещания Азербайджана (НТРС) обратился в суд об отзыве лицензии ANS и добился этого, отмечает. ИПМ, заявляя, что расценивает закрытие ANS как типичный пример ограничения свободы выражения.
"Ограничены возможности журналистов и к доступу к информации. Несмотря на законные основания на получение информации, практическая их реализация затруднена", - подчеркивается в отчете.
Отметим, что ИПМ планирует дважды в год выступать с периодическими отчетами о ситуации со свободой выражения.
Джавадлы: независимые журналисты в Азербайджане чувствуют себя юридически незащищенными
С выводами ИПМ об ухудшении ситуации со свободой выражения в Азербайджане согласен журналист-фрилансер Натиг Джавадлы
"Действительно, в стране поле для свободы выражения и свободных медиа сужается. Ряд наших коллег остаются в тюрьмах по надуманным обвинениям. Закрыто бакинское бюро "Радио Свобода". Под тисками финансовых проблем перестала выходить газета "Азадлыг". Стало все труднее получать информацию в госструктурах. Постоянно приходится чувствовать давление правоохранителей. Меня самого вызывали в прокуратуру из-за сотрудничества с Интернет-ресурсом Meydan TV, введен запрет на мой выезд из страны, хотя каких-либо обвинений мне не выдвинуто", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Натиг Джавадлы.
По его словам, независимые журналисты чувствуют себя юридически незащищенными.
"Раньше действовал Институт права медиа, который обеспечивал журналистов бесплатной адвокатской защитой. Но этот институт вынужден был приостановить деятельность из-за уголовного дела против НПО. По тем же причинам приостановлена деятельность Института свободы и безопасности репортеров", - сказал Джавадлы.
Гюльалыев: прокуратура начинает разбираться с критическими публикациями в адрес властей
Ситуация со свободой выражения в Азербайджане неуклонно ухудшается, подтверждает и глава Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.
"Дело дошло до того, что прокуратура начинает разбираться с критическими публикациями в адрес властей. Меня самого в январе этого года вызывали в генпрокуратуру и вынесли предупреждение за критику в СМИ президентского распоряжения о помиловании. Бывают случаи и похуже. Так, заместитель главы партии Народного фронта Фуад Гахраманлы подвергся уголовному преследованию только из-за своих публикаций в Facebook, где он лишь выражал собственное мнение и не озвучивал каких-либо призывов", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Огтай Гюльалыев.
Власти пока не комментировали отчет ИПМ.
Напомним, что Азербайджан занимает 163-е место среди 180 стран в индексе Свободы прессы в мире, составленном международной организацией в защиту журналистов "Репортеров без границ" за 2016 год.
Материалы о преследовании активистов в странах и регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Раздел "Справочник" содержит справку "Кавказского узла" "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".