Армянские эксперты выразили сомнения в эффективности соглашения о новом Избирательном кодексе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Подписанное парламентскими партиями Армении соглашение о новом Избирательном кодексе не исключает фальсификации на выборах, считают эксперты. По их мнению, для проведения честных и прозрачных выборов необходима политическая воля.
Как сообщал "Кавказский узел", 13 сентября парламентские партии Армении подписали соглашение о внесении поправок в Избирательный кодекс. Документ был утвержден в формате "4+4+4", в котором предполагалось участие представителей гражданского общества. Однако они не приняли участие в подписании соглашения. Документ не подписала и фракция "Наследие".
Новый Избирательный кодекс, инициированный правительством, парламент Армении принял 25 мая. 30 июня парламент Армении во втором, окончательном, чтении одобрил проект поправок.
"Новый Избирательный кодекс лишает возможности обеспечения прозрачности выборов"
Достигнуто необходимое соглашение по организации процесса выборов, но этот механизм недостаточен для соответствия избирательного процесса закону, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.
Навасардян положительно оценил достигнутое между властью и оппозицией соглашение о публикации списков проголосовавших избирателей. Однако, по его мнению, гражданское общество недовольно некоторыми положениями Избирательного кодекса, в частности, касающимися полномочий и свобод наблюдателей и журналистов.
По его мнению, "ограничения в новом Избирательном кодексе числа наблюдателей и представителей СМИ лишают возможности обеспечения прозрачности выборов".
"Нужен конструктивный подход властей к тем принципиальным недостаткам, которые остаются в Избирательном кодексе. Иначе достигнутое соглашение не сможет эффективно повлиять на избирательный процесс. Стороны заявили о готовности после парламентских выборов 2017 года доработать ряд положений кодекса, но это необходимо сделать до выборов, так как согласно новой Конституции меняется политическая система в Армении, и то, как она будет функционировать, зависит именно от ближайших парламентских выборов", - подчеркнул Навасардян.
В то же время, он отметил, что представители гражданского общества принимали участие в обсуждениях в качестве экспертов. Тогда как подписавшие соглашение политические фракции, по его словам, представляют достигнутые договоренности в формате "4+4+4".
"На подписании соглашения был сделан акцент на то, что гражданское общество одобрило достигнутые договоренности. Но для того чтобы одобрить, необходимы полномочия. Подобная манипуляция вызывает беспокойство относительно того, что для проведения законных и свободных выборов есть политическая воля", - полагает Навасардян.
"Вносить поправки в Избирательный кодекс отдельными фрагментами недопустимо"
Подписанное соглашение не гарантирует отсутствия нарушений и фальсификаций на предстоящих парламентских выборах, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Ванадзорского офиса Хельсинкской ассоциации Артур Сакунц.
Он считает, что политические партии, подписавшие соглашение, пытаются восстановить свою легитимность, потерянную после четырехдневной апрельской войны в Нагорном Карабахе и июльских событий, связанных с захватом полка полиции в Ереване. По его мнению, соглашение является договоренностью между властью и "невластными силами" о распределении мандатов в будущем парламенте.
"Вносить поправки в Избирательный кодекс отдельными фрагментами недопустимо. Это единый документ, который регламентирует не только сам избирательный процесс, но и взаимоотношения его участников. Власти пытаются преподнести подписанное соглашение как беспрецедентное, но если бы они действительно были заинтересованы в проведении честных и прозрачных выборов, выполнили бы требование гражданского общества из пяти пунктов", - считает Сакунц.
Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской ассоциации утверждает, что публикация списков проголосовавших избирателей не решает проблему, так как "вопрос списка отсутствующих в стране граждан остается открытым".
"Было предложение отделить список отсутствующих граждан, число которых составляет, по разным оценкам, от 500 до 700 тысяч человек, от общего списка избирателей до выборов. Это позволило бы иметь представление о реальном числе избирателей. Но власти не готовы лишить себя дополнительных голосов", - заявил он.
Власть не заинтересована в проведении честных и прозрачных выборов, иначе бы приняла такой Избирательный кодекс, положения которого удовлетворяли бы их проведению, уверен зампред оппозиционной партии "Наследие" Армен Мартиросян.
Он считает, что предложенные политическими силами и гражданскими организациями пять пунктов позволили бы избежать фальсификаций на выборах. Однако власти, по его мнению, не проявили политическую волю для реализации этих пунктов.
"Пять пунктов – это единый механизм, и невыполнение хотя бы одного из них нарушает его целостность и не позволит избежать нарушений", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Мартиросян полагает, что публикация списков проголосовавших избирателей не решит проблему фальсификации при голосовании. К тому же, по его словам, "еще неизвестно, каким образом достигнутое соглашение будет закреплено в законе".
"Окончательные выводы можно будет делать после внесения соответствующих поправок в Избирательный кодекс. Но в таком случае остается неизвестным механизм публикации этих списков. Было предложение публиковать списки проголосовавших избирателей на избирательных участках. Но даже если будет выбран самый оптимальный вариант, сомнительно, что власть откажется от возможности использовать административный ресурс для фальсификации выборов", - заявил он.
Отметим, что глава парламентской фракции "Процветающая Армения" Наира Зограбян, напротив, считает, что поправки в Избирательный кодекс сведут к минимуму фальсификации на выборах.
Руководитель аппарата правительства – министр Давид Арутюнян относительно соглашения о новом Избирательном кодексе заявил, что политические силы показали готовность к диалогу, который, по его мнению, является основой для развития государственности.