Послепродажный кризис в энергосекторе Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) отказался от планируемого ранее приобретения малой доли пакета акций армянских электрораспределительных сетей. Это решение вызвано сомнениями EBRD в отношении компании, которая в случае заключения приватизационной сделки стала бы его партнером.
По сообщению пресс-центра Евробанка, с представителями которого IWPR беседовал 17 октября, EBRD не хочет покупать предлагаемой ему 20-процентной доли, поскольку не уверен в том, что новый владелец армянских электрораспределительных сетей - зарегистрированная в оффшорной зоне компания Midland Resources, имеет подтвержденный опыт работы в области энергетики.
"Мы объяснили армянскому правительству, что подходим к подобным акциям с совершенно четко сформулированными критериями", - сказали представители EBRD.
Midland Resources в настоящее время пытается довести до конца свою сделку по приватизации сетей, уложившись в предоставленный для этого срок - до 1 ноября. Делать это компании, однако, приходится на фоне крайне неодобрительных отзывов армянской оппозиции, которая, в частности, утверждает, что за продажей неизвестно кому электрораспределительных сетей стоят интересы неких политических фигур. Обеспокоенный всеми перечисленными обстоятельствами Всемирный Банк, в свою очередь, медлит с выделением "привязанного" к этой сделке кредита на сумму 20 миллионов долларов.
Сделанное еще 6 сентября представителем Midland Resources Андреем Завражновым заявление о намерении в двухнедельный срок заключить договор с оператором до сих пор не исполнено и фактически повисло в воздухе.
Армянские специалисты в один голос объясняют это тем, что авторитетные фирмы, к которым "Midland Resources" обратилась с предложением о партнерстве, не доверяют ей и отказываются от сотрудничества. В приватной беседе с IWPR работающий в Ереване представитель одного очень авторитетного западного концерна, специализирующегося в сфере энергетики, заявил: "Мы не хотим иметь с ними никаких дел".
Однако в телефонной беседе с IWPR один из руководителей Midland Resources Эдуард Шифрин, в настоящее время находящийся в Киеве, сообщил, что прилагаются все усилия для того, чтобы к концу октября приобретенная компания стала функционировать в полном соответствии с условиями соглашения о приватизации. "Отказ EBRD не может сорвать сделку, потому что мы забираем все 100% акций", - сказал Шифрин.
Midland Resources, сказал Шифрин, набирает технический персонал для управления электрораспределительной системой. "И речь идет не об операторах, но о технических менеджерах. Мы привлечем к работе иностранных специалистов - из Европы или Америки".
Сага с приватизацией распределительных сетей началась 24 августа нынешнего года, когда в результате правительственного аукциона контрольный пакет акций (80 процентов) "Армянских распределительных электрических сетей" (РЭС) перешел в собственность небольшой, базирующейся в Британии компании. Midland Resources была единственным иностранным участником конкурса и обещала выплатить 37 миллионов долларов - цену, гораздо более низкую, чем та, что была назначена за РЭС два года назад.
На протяжении последних двух лет армянские чиновники разного ранга, включая президента, премьер-министра, министра энергетики и других, аргументировали необходимость продажи электросетей невозможностью своими силами поддерживать их нормальное рабочее состояние, а следовательно, и обеспечивать круглосуточную подачу электроэнергии.
После того, как Армения преодолела острый энергетический кризис, длившийся с конца 1991 по 1995 год, сектор несколько раз подвергался различным реорганизациям. В 1999 году компания, в частности, была раздроблена по географическо-технологическому принципу - на Северную, Южную, Центральную и Ереванскую электрораспределительные компании. В 2002 году их опять собрали вместе, преобразовав в единую электрораспределительную компанию, 100% которой принадлежали государству.
За последнее время правительство дважды предпринимало попытки продать электрораспределительные сети страны, и каждый раз неуспешно. Задача была не из легких, поскольку РЭС имела репутацию плохо управляемой и коррумпированной компании, которая к тому же задолжала огромную сумму.
Проведенный же в августе этого года тендер вызвал в стране крайне негативную реакцию. Критики этой акции напоминают о том, что победителю конкурса - Midland Resources, были переданы 80,1% принадлежащих государству акций, тогда как на долю EBRD остались 19,9%. При этом покупателю предложили выплатить 37 миллионов долларов, хотя только два года назад министерство энергетики оценило распределительные сети в 160-200 миллионов.
Midland Resources берется выплатить часть долга РЭС, равную 25 миллионам долларов, включая задолженности по выплате зарплат рабочему персоналу. Но судьба остальных долгов на счету РЭС - 150-200 миллионов долларов - будет решаться совместно с армянским правительством.
Представляющие оппозицию политики обвиняют правительство в халатном отношении к столь ценной государственной собственности. "Продажа такого стратегического объекта, как РЭС, компании, которая даже не прошла международный аудит, является доказательством преступности и бездарности правительства", - заявил по этому поводу председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян.
В результате до сих пор почти неизвестная Midland Resources оказалась под пристальным вниманием.
Основанная пять лет назад, эта компания зарегистрирована в оффшорной зоне Channel Islands и имеет офис в Лондоне. Однако основная деятельность Midland Resources сосредоточена на Украине, где ей принадлежит контрольный пакет акций сталеплавильного завода "Запорожсталь". Что касается Армении, то здесь компания до сегодняшнего дня работала в сфере сельского хозяйства, занимаясь реализацией зерновых и абрикосов.
Шифрин, однако, не соглашается с заявлениями о неспособности Midland Resources должным образом управлять армянскими электрораспределительными сетями ввиду отсутствия у неё опыта работы в этой области. По его словам, компания отвечает самым высоким профессиональным стандартам, и в действительности ей приходилось иметь дело с энергосектором России и Украины. Кроме того, говорит он, для управления сетями будут наняты профессиональные менеджеры.
Но многие в Ереване считают, что во всем этом деле есть какая-то пока что неясная политическая подоплека.
"Крупные предприятия в Армении, и в том числе РЭС, приватизируются исходя не из необходимости, а потому, что их захотели сделать своей собственностью какие-то влиятельные люди", - говорит представитель Армянского центра национальных и стратегических исследований Татул Манасерян.
"Для нас совершенно очевидно, что к этой сделке причастны некоторые власть предержащие, в том числе и депутаты, имена которых выяснятся очень быстро", - заявляет также депутат Народного Собрания, представитель партии "Национальное единение" Алексан Карапетян. По его словам, в этой сфере множество нарушений, в частности "ежегодно списывается на счет потерь до 100 миллионов долларов, которые впоследствии направляются на предвыборные кампании".
Начальник управления по защите государственных интересов Генпрокуратуры РА Геворг Даниелян отмечает, что очень многие нарушения в сфере энергетики фиксируются с опозданием и из-за халатности проверяющих остаются безнаказанными.
Население в своем большинстве интересуется вопросом приватизации распределительных сетей только с точки зрения возможного повышения потребительского тарифа на электричество. По утверждению представителя "Midland Resources" Андрея Завражнова, вопрос о повышении тарифа не будет обсуждаться до 1 января 2004 года. Но после этого будет проведена некая процедура согласования тарифа между компанией и государственной регулирующей комиссией по энергетике Армении, о результатах которой можно только гадать.
Помимо крайней подозрительности в отношении этой сделки, озабоченность как специалистов, так и населения вызывает монополизация сферы. "В стране, где большая часть населения является неплатежеспособной, необходимо регулировать тариф. Но, являясь монополистом, владелец, скорее всего, будет определять тариф на электроэнергию по своему усмотрению, как это уже произошло с телефонной связью", - говорит представитель министерства энергетики, который пожелал остаться неизвестным.
Теперь, когда EBRD "вышел из игры", компании Midland Resources предстоит выполнить трудную задачу - представить окончательные предложения по приватизации сетей до 1 ноября. "Без проблем", - сказал IWPR Шифрин. - "Мы уложимся в срок".
Опубликовано 21 октября 2002 года