Эксперты критически оценили чеченский проект по изучению народных традиций
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Урус-Мартане награждены денежными призами трое победителей районного этапа молодежного проекта "Къонахчун дахар". Его участники рассказали о трудностях во время проживания в условиях старинного поселения. В проекте есть признаки шоу, считают опрошенные "Кавказским узлом" специалисты по Кавказу.
5 сентября в Урус-Мартане состоялось награждение победителей районного этапа проекта "Къонахчун дахар", который проходил в течение месяца на территории архитектурно-этнографического музея "Серийн тог1е" и завершился 15 августа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель организации "Къонахийн тоба" (организатор проекта) Саид Айдамиров.
По его словам, участники проекта в возрасте от 16 до 25 лет жили в условиях старинного чеченского поселения без телевизора, Интернета и других средств современной связи.
"В Урус-Мартановском районе на участие в первом этапе претендовало 48 человек. У нас были для них подготовлены вопросы, касающиеся традиций, обычаев. Вопросы задавали, проверяя, кто действительно сможет участвовать в проекте. Из них выбрали 16 человек для участия", - сказал Айдамиров.
При отборе победителей районного этапа учитывалась, прежде всего, активность участников, отметил он.
"У молодых людей шли уроки – каждый день по два-три занятия. Например, урок чеченского языка, урок по традициям и обычаям, урок верховой езды, работа с оружием, борьба, танцы, чтение Корана, изучение религий. Первый этап - обучающий - идет 2,5 недели. Остальное время, которое остается – 1,5 недели – это экзамены. За каждый экзамен им начислялись баллы – через них мы определили победителей", - рассказал он.
По его словам, после завершения районных этапов будет проведен республиканский этап проекта, в котором будут участвовать по одному представителю от каждого из 17 районов Чечни. Представитель каждого района будет отобран организаторами по результатам кастинга среди победителей районного этапа, пояснил Айдамиров.
Один из участников проекта в Урус-Мартановском районе Ибхан рассказал "Кавказскому узлу", что самым сложным в районном этапе для него было прохождение полосы препятствий.
"Мне очень понравилось на проекте. Нас обучали старинным обычаям: танцам, фехтованию, верховой езде. Я бы хотел еще раз туда поехать. Самым непростым для меня было пройти полосу препятствий, я там занял третье место. Условия проживания были нормальными... Многие из нас, и я в том числе, очень хотели попасть в проект, чтобы... узнать о традициях наших предков, чеченцев, которые жили до нас", - сказал он.
Чеченцы, как и родственные им ингуши (общее самоназвание - вайнахи), относятся к коренному населению Северного Кавказа. Упоминаются в армянских источниках VII века под названием "нахчамать-ян", говорится в справке "Чеченцы" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Другой участник проекта Магомед отметил, что ему было сложно жить в условиях, которые предлагались условиями проекта.
"Впечатления очень хорошие остались. Но было трудно жить в таких условиях – без телевизора, без телефона, и там света не было, газа не было. Я сам спортсмен, и, когда узнал о проекте, мне интересно было попробовать, понять, что я могу сделать, с чем справиться. К тому же там учат всему, что необходимо для мужчины", - сказал он "Кавказскому узлу".
Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников считает, что у проекта есть признаки шоу.
"Это такое показательное мероприятие, на мой взгляд. Вот эти традиции, которые поставлены во главу угла этого проекта – это довольно-таки популярная вещь на Кавказе... На самом деле, это отчасти еще и шоу-проект. Это сделано в рамках общего направления опоры на традиции", - сказал он "Кавказскому узлу".
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов считает, что в проекте есть признаки популизма.
"Главный интерес проекта, на мой взгляд – популяризация чеченской истории, определенных героев, поэтому проект неплохо укладывается в общее русло, - сказал он "Кавказскому узлу". - Для участников все заточено на получение каких-то бонусов или подарков. Воспитательная функция тоже присутствует – обращение к своим истокам, воспитание уважения к чеченской национальной истории... (Но) попытка эта будет носить чисто популистский характер, на мой взгляд".
По его словам, в вопросах воспитания нового поколения более востребованными и результативными были бы проекты, которые "носили хотя бы региональный характер или вообще общегосударственный".