Учительница школы-интерната в Заюково пожаловалась на давление со стороны начальства

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сотрудников коррекционной школы-интерната в кабардино-балкарском селе Заюково заставили за свой счет ремонтировать и обустраивать кабинеты, заявила учительница Дуня Шугушева. Она утверждает, что за несогласие с действиями начальства ее пытаются выжить с работы. Представитель прокуратуры заверил, что заявления Шугушевой при проверке в школе не подтвердились.

Как писал "Кавказский узел", в ноябре 2015 года было объявлено о реорганизации школы-интерната для детей с умственной отсталостью в селе Заюково и присоединении ее к школе-интернату для детей-сирот в Нартане. А в декабре 2015 года одна из учениц школы скончалась в результате травмы, полученной при конфликте с другим воспитанником

Реорганизации Заюковской школы предшествовал рейд активистов движения "Республика – общее дело" в июне 2015 года. Они выявили многочисленные нарушения в работе школы-интернате, которые затем подтвердила и прокуратура. В отношении директора школы были возбуждены два административных производства, он был уволен.

Шугушева: к смерти девочки привело изменение программы школы-интерната

Учительница кабардинского языка и литературы коррекционной школы-интерната в Заюково Дуня Шугушева обратилась 3 июня и 7 июля с заявлениями в Кабардино-Балкарский региональный правозащитного центр, а 24 августа направила заявление "Кавказскому узлу".

В заявлении Шугушева пишет, что смерти воспитанницы школы-интерната в декабре 2015 года не произошло бы, не будь проведено слияния двух разнопрофильных интернатов. Учительница поясняет, что после слияния в Заюковской школе была внедрена новая программа распределения детей, которая практикуется в Нартановской школе для детей-сирот.

Согласно этой программе, разновозрастные дети – от 6 до 14 лет – объединяются в "семьи" по десять человек, где более взрослые дети опекают младших, исполняя роли родителей или старших братьев и сестер. По мнению Шугушевой, подобная организация пребывания детей в интернате неприемлема для коррекционной школы, у учащихся которой есть родители.

"Между так называемыми "семьями" в спальных корпусах распределены комнаты, где вме­сте спят и младшие, и старшие воспитанники, что с учетом особенностей развития воспитанников интерната совершенно недопустимо. Из-за этого происходит масса происшествий, в том числе и сексуального характера", – подчеркивает Шугушева.

Именно такая "семейная" система привела к трагедии, уверена она. Погибшую воспитанницу сильно толкнул мальчик-подросток, с которым они были частью одной "семьи". В результате девочка ударилась головой, получила черепно-мозговую травму и скончалась, пишет учитель.

К уголовной ответственности за гибель девочки была привлечена только одна из воспитательниц школы. В следственном управлении СКР по республике корреспонденту "Кавказского узла" отказались уточнять, направлено ли дело в суд.

Учительница пожаловалась на давление и принуждение к ремонту школы

После слияния учреждений на учителей Заюковской школы-интерната началось систематическое давление, продолжает Шугушева. По ее словам, педагогов и воспитателей заставляли покупать за свой счет новые жалюзи, двери, шкафы. Суммы, которые сотрудникам пришлось тратить на это, очень велики: купленные жалюзи стоили 6-8 тысяч рублей, во столько же обошлись шкафы, а за новые двери приходилось платить от 3500 до 14 тысяч рублей. Кроме того, систематически на различные нужды сотрудники школы-интерната отдают от 200 до 500 рублей, пишет учительница.

"Большинство работ по благоустройству проводится во время занятий силами сотрудников. Так, 11-12 марта теку­щего года все новые двери в учебном корпусе были покрашены учителями во время уроков. Из-за резкого запаха краски невозможно было работать", – пишет Шугушева.

Тем из сотрудников, кто посмеет возразить и проявить недовольство, становится невозможно работать, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" учительница.

По ее словам, она была вынуждена провести за свой счет ремонт в двух кабинетах: покрасила окна и двери, побелила стены. Однако украшать кабинеты она отказалась, настаивая на том, что "с учетом особенностей воспитанников какие-то излишества будут только отвлекать их внимание от учебы".

После этого, когда Шугушева находилась на лечении в кардиологической больнице, ей сообщили, что из-за плохого оформления кабинетов ей ищут в школе замену. Во время уроков начальство публично унижало учительницу, называя ее кабинет самым худшим и предлагая освободить место для другого учителя, заявила Шугушева.

"Меня регулярно вызывают для "нравоучений", не дают спокойно работать, натравливают на меня коллег. Против меня настроен весь коллектив интерната. На работе стало невыносимо находиться", – рассказала она.

По словам Шугушевой, весной в школу для проверки приехали представители Баксанской прокуратуры. Однако на собрании коллектива сотрудники отзывались о начальстве и условиях работы сугубо положительно, поэтому проверка ни к чему не привела. Шугушева уверена, что ее коллеги были вынуждены солгать представителям прокуратуры, опасаясь давления.

Прокуратура: утверждения Шугушевой коллеги не подтверждают

25, 26 августа и сегодня корреспондент "Кавказского узла" пытался связаться с новым директором школы-интерната, однако сделать этого не удалось. В Заюковской школе ответили, что он уехал в Нартан, а в Нартановской – что он находится в Заюково.

В Кабардино-Балкарском правозащитном центре корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что обращения Шугушевой были направлены в прокуратуру.

"Считаем, что имеется ряд оснований для проведения надзирающими органами тщательной проверки... по обстоятельствам, изложенным в заявлении", – сказал юрист правозащитного центра Заур Шокуев.

Сотрудник прокуратуры Баксанского района, проводивший весной проверку в Заюковской школе-интернате, заверил корреспондента "Кавказского узла", что сведения о нарушениях не подтвердились.

"Шугушева утверждает, что ее преследуют. Но в ходе разговора с коллективом никто этого не подтвердил", – сказал представитель прокуратуры.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"