Дагестанские адвокаты сочли женское обрезание у девочек уголовно наказуемым
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проведение калечащих операций на половых органах у девочек в Дагестане уголовно наказуемо, считают опрошенные "Кавказским узлом" адвокаты. По их словам, женское обрезание может быть квалифицировано как причинение вреда здоровью.
Как писал "Кавказский узел", Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России обещал заняться проблемой женского обрезания на Кавказе. Против такой практики выступила член СПЧ, председатель постоянной комиссии по социальным правам Анита Соболева. С критикой женского обрезания выступил и Минздрав России, а Генпрокуратура пообещала проверить законность данной практики на Северном Кавказе.
По мнению председателя координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, практика женского обрезания - это "чисто дагестанский обычай" и "здоровью это не мешает". Женское обрезание сейчас фактически никак не регулируется российским законодательством, высказала мнение "Кавказскому узлу" шеф-редактор портала "Даптар" Светлана Анохина.
"Большинство тех, кто делает женское обрезание, не могут четко объяснить, в чем смысл операции"
Информацию о том, что проблема с женским обрезанием в Дагестане существует, подтвердила врач, долгое время проработавшая в Ботлихском районе и просившая не называть ее имени.
"Заявлять, жаловаться, комментировать никто не будет: эта тема - табу. Да и смысл? Большая часть подобных операций проводится, когда девочкам еще нет и пяти лет. Большинство тех, кто из поколения в поколение делает это, не могут четко объяснить для чего, в чем смысл операции", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" врач.
По ее словам, местные имамы, зная о проблеме, не выступают против. "Почему имамы? Потому что они - авторитет в мелких селах, и религия имеет большой смысл для местных", - отметила собеседница.
Проведение калечащих операций на половых органах у девочек в Дагестане уголовно наказуемо, считают адвокаты
В случае если операция на женских половых органах проводилась на недобровольной основе, а также несовершеннолетнему, эти действия могут быть уголовно наказуемы, считает адвокат дагестанской коллегии адвокатов Джамал Алиев.
Причем, по словам адвоката, уголовное наказание может постичь как лицо, проводившее подобную операцию, так и родственника, принудившего к ней.
Адвокат отмечает, что степень вины зависит от степени причиненного здоровью вреда.
"В случае если операция привела к потере органа или к утрате его функций, эти деяния могут быть квалифицированы по ст. 111 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью. Данная статья УК РФ от степени вины может грозить наказанием до восьми лет лишения свободы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Джамал Алиев.
По его словам, если здоровью причинен легкий вред, вызвавший кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, дело может быть квалифицировано по статье 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). "Наказание за такое нарушение грозит штрафом либо исправительными работами", - сказал адвокат.
С Джамалом Алиевым согласна его коллега, адвокат Елена Денисенко. По ее словам, для установления степени вреда, причиненного здоровью, необходимо проведение судебно-медицинской экспертизы.
"Согласно результатам экспертизы будет установлена степень причиненного здоровью вреда, и согласно этим данным будет дана уголовная квалификация совершенному преступлению. Если операция совершена добровольно, взрослым человеком - это одно, а когда такой операции подвергается ребенок, то это уголовно наказуемо. Любое преступление должно быть расследовано в порядке ст. 143-144 УПК РФ (порядок рассмотрения сообщения о преступлении)", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Елена Денисенко.
Еще один из адвокатов, просивший не указывать его имени, заявил, что отказывается от комментариев, так как тема "высосана из пальца и раздута московскими журналистами", отметив, что женское обрезание - "это доисламская традиция, и не нужно туда причислять религию".
Корреспондент "Кавказского узла" дозвонился в аппарат детского омбудсмена в Дагестане, где сообщили, что в курсе доклада "Правовой инициативы" и пообещали дать комментарий, однако пока этого не сделали.