Тренеры в Ингушетии отказывают желающим заниматься дзюдо из-за отсутствия спортивных залов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дзюдо является самым популярным видом спорта в республике, но победа Халмурзаева на Играх-2016 вывела интерес к этому виду спорта на новый уровень, считают опрошенные "Кавказским узлом" специалисты и тренеры. При этом в Ингушетии не хватает специализированных залов, и тренерам приходится отказывать многим детям, которые приходят в секции с желанием заниматься этим спортом.
"Кавказский узел" сообщал, что уроженец Ингушетии, дзюдоист Хасан Халмурзаев завоевал золотую медаль на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в весовой категории до 81 кг. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров анонсировал строительство зала дзюдо в честь победы Хасана Халмурзаева.
Среди молодежи Республики Ингушетия самый популярный вид спорта – дзюдо, заявил корреспонденту "Кавказского узла" начальник отдела министерства по физической культуре и спорту Ингушетии, начальник отдела развития видов спорта и подготовки резервов Тамерлан Сампиев.
По его словам, в республике три базовых вида спорта: дзюдо, бокс и спортивная борьба – это греко-римская и вольная борьба. "По этим видам спорта наши ребята занимают призовые места на первенствах России, Европы. Теперь у нас есть и олимпийский чемпион – Хасан Халмурзаев", - сказал Тамерлан Сампиев.
По его словам, дзюдо занимается также и брат-близнец Хасана, Хусен. "Хасан выступает в весовой категории до 81 кг, а Хусен – до 90 кг. Хусен сейчас вместе с братом на Олимпиаде как спарринг-партнер. Кстати, у него тоже много спортивных достижений, он является вторым номером в сборной России по дзюдо", - говорит Сампиев.
Он добавил, что кроме братьев Халмурзаевых в Ингушетии еще есть весьма перспективные дзюдоисты. "Сулейману Вышегурову было 17 лет, когда он в 2014 году стал обладателем Кубка России по дзюдо в весовой категории до 81 кг среди юниоров, а Исмаил Хамхоев в этом году завоевал "золото" на Кубке России. В весовой категории до 90 кг больших успехов добивается наш дзюдоист Джафар Костоев. Эти ребята – реальные претенденты в сборную России", - считает Тамерлан Сампиев.
Он также отметил атлетов по греко-римской и вольной борьбе, это Муса Евлоев, Бекхан Оздоев, Билан Нальгиев, Рустам Хучбаров, Назир Евлоев. "Титулованных, подающих надежды борцов в республике много, но дзюдоистов, которые, постоянно выступая на различных соревнованиях и турнирах и завоевывают призовые места, все же больше. Видимо, дело в том, что по популярности дзюдо занимает первое место среди молодежи, А сейчас, после того как Хасан завоевал олимпийское золото, желающих заниматься дзюдо станет в разы больше", - говорит Сампиев.
У дзюдоистов Ингушетии нет ни одного просторного спортивного зала
В сентябре в связи с тем, что Хасан стал олимпийским чемпионом, записываться в секцию дзюдо придет гораздо больше ребят, чем раньше, считает тренер Аюб Евлоев.
"Нас, тренеров по дзюдо, трое. Кроме меня, еще Юнус Оздоев (он заслуженный тренер России, сейчас в Рио-де-Жанейро) и Исраил Кодзоев. Я работаю тренером с 1994 года и с каждым годом число ребят, которые у нас занимаются, становится все больше. Сейчас спортсмены тренируются в три смены: утром, в обед и вечером. И, как правило, вечером в зал приходят около 80 человек. Плодотворно работать с ребятами практически невозможно, зал неплохой, но маленький", - сказал корреспонденту Аюб Евлоев.
По его словам, размер зала, который находится на стадионе Динамо - 12х24 м. Часть выделенной для дзюдоистов площади занимают подсобные помещения и кабинет для тренеров, на оставшихся метрах можно разместить всего одно татами.
"Всего дзюдо занимаются 300 детей и еще около 200 взрослых ребят. Условия для тренировок плохие. Многим пацанам нам приходится отказывать, когда родители приводят их записывать в секцию", - с сожалением констатирует тренер.
По его словам, министерство по физической культуре и спорту оказывает помощь дзюдоистам, закупает кимоно, татами.
"Но самую большую помощь нам оказывает президент ингушской федерации дзюдо Магомед Элиев. Недавно купил нам 20-местный микроавтобус, покупает спортивный инвентарь, костюмы и кимоно. Кроме этого, когда наши ребята на знаковых соревнованиях в России или за рубежом занимают призовые места, он выделяет им деньги на премии. Магомед Элиев работает в строительном комплексе в Москве, это главный наш спонсор, многие проблемы, которые возникают у нас, мы решаем при его непосредственном участии", - говорит Аюб Евлоев.
По его словам, все есть у дзюдоистов Ингушетии, кроме одного - просторного спортивного зала.
Собеседник "Кавказского узла" вспоминает, что во времена Советского Союза было правило: в том городе или республике, где появлялся спортсмен, завоевавший олимпийское золото, строили дворец спорта именно под тот вид спорта, каким занимался олимпийский чемпион.
"В Грозном, когда Людмила Турищева (четырехкратная обладательница золотых олимпийских медалей в 1968, 1972, 1976 годах, - прим. "Кавказский узел") завоевала олимпийское "золото", на стадионе "Динамо" построили спортивный зал, который назвали ее именем. Теперь и у нас есть олимпийский чемпион, наш воспитанник Хасан Халмурзаев. Глава республики Юнус-Бек Евкуров пообещал построить в Ингушетии специализированный зал для дзюдо в честь победы Хасана. Сказал, что у него было такое решение: будет золотая медаль, тогда будет и спортивный зал для дзюдо. А то в республике уже построили зал для занятий вольной борьбой, специализированный зал для тяжелой атлетики, назвали его именем заслуженного тренера СССР и России Ибрагима Кодзоева. А у нас нет такого зала", - говорит Аюб Евлоев.
Идея создать в Ингушетии школу олимпийского резерва по тяжелой атлетике зачахла на корню, рассказал тренер Ибрагим Кодзоев
Сам же Ибрагим Кодзоев, воспитавший плеяду мастеров спорта, тренер олимпийского чемпиона Исраила Арсамакова (олимпийский чемпион 1988 года) в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил, что он против того, чтобы спортивный зал был назван его именем.
"Вначале я обрадовался. Планировал, что на первом этаже будут проходить тренировки, а на втором будет пищеблок и комнаты для проживания ребят во время сборов и соревнований. Не у всех же ребят есть возможность ездить на тренировки во время сборов и проведения турниров каждый день из дальних сел. Но все помещения на втором этаже "растащили" по родственникам приближенных к властным структурам. Там расположились какие-то коммерческие структуры, непонятно, какие общества, далекие от спорта", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ибрагим Кодзоев.
Он рассказал, что, работая тренером в Грозном, он увозил детей на базу в Беной на все лето. "Там мы тренировались, было хорошее питание. Все расходы брал на себя спорткомитет. За счет этого и наша школа тяжелой атлетики славилась не только в Советском Союзе. Я хотел в Ингушетии таким образом сделать спортивную базу. Есть в горах дома отдыха, которые большей частью пустуют. Но не получилось – за все надо платить немалые деньги. Так что моя идея создать в Ингушетии школу олимпийского резерва по тяжелой атлетике зачахла на корню. Поэтому я в этот зал не хожу", - сказал Ибрагим Кодзоев.
За финальной схваткой Хасана в дом Халмурзаевых пришли все соседи
Старший брат олимпийского чемпиона Ахмед Халмурзаев сказал корреспонденту, что Хасан и Хусен вместе с тренером Юнусом Оздоевым должны вернуться из Рио-де-Жанейро в Москву 14 августа.
«А домой собираются прилететь 15. Так планируют, а там кто знает, могут возникнуть разные ситуации, которые задержат их в Москве. Так что живем в режиме он-лайн, Но уже сегодня все друзья и родственники готовы к встрече Хасана», - говорит Ахмед.
Он рассказал, что родственники и друзья следили за всеми схватками на пути к финалу, но когда была финальная схватка, когда Хасан вышел на татами, чтобы бороться с американцем Трэвисом Стивенсом, то двор их дома не вмещал всех желающих посмотреть финальную схватку.
"Никто не хотел сидеть дома у телевизора и болеть в одиночку за Хасана. Поэтому пришли к нам. Соседи шутили, что у нас ворота с петель чуть не снесли. Конечно, когда Хасан победил, то было такое ликование, я даже не предполагал, что можно так радоваться, от всей души!" - вспоминает Ахмед.
Он также сказал, что их мама Хадижат сама телевизор не смотрела, очень переживала за Хасана, следила за реакцией родственников и понимала, что там происходит на татами.
"Ну, а когда Хасан победил, то всплакнула от радости. Видно, вспомнила, что близняшек, они в то время учились в третьем классе, в секцию дзюдо отвел наш отец. Тогда кроме дзюдо никаких спортивных секций в Назрани не было. Отец рано ушел из жизни, в 2008 году его не стало. Жаль, что он не дождался, когда его сыновья станут чемпионами, а один их них - Хасан - завоюет олимпийское "золото",- сказал Ахмед Халмурзаев.
В "Справочнике" "Кавказского узла" размещен материал "Кавказцы в Олимпийской сборной России 2016".