Эксперты констатировали боязнь жительниц Кавказа отстаивать свои права
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жертвы насилия в первую очередь должны быть морально готовы изменить свою жизнь и не бояться отстаивать свои права, заявили специалисты, оказывающие психологическую помощь жительницам регионов Северного Кавказа. По их словам, ключевой в работе психологов является поднятие самооценки у подвергнувшихся насилию женщин.
Активистки призвали жительниц Кавказа присоединиться к акции #ЯнеБоюсьСказать. Жительницы регионов Северного и Южного Кавказа не должны бояться сообщать о случаях сексуального насилия или домогательствах, считают активистки и пользователи соцсетей.
“За помощью к выездным психологам обратились 300 человек”
В Москве на протяжении пяти лет выезды специалистов в регионы ЮФО и СКФО для проведения психологических тренингов организует Международный психологический центр «Мюррей».
“К нам обращались жители из ЮФО и СКФО. Специалисты нашего центра около 5 лет работают на Северном Кавказе и оказывают людям психологическую помощь – проводятся групповые занятия. У нас проводятся тренинги разных уровней, когда под конкретный уровень набирается группа, мы отправляем специалистов в регионы”, - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» представитель центра Сабина.
По ее словам, за время работы выездных групп психологов в центр обратилось около 300 человек.
“Наши специалисты работали в Дагестане, Ставропольском крае, в Краснодаре. В ближайшее время планируется поездка в Грозный”, - сообщила представитель центра.
“У нас работают психологи и все, что мы делаем – это воспитываем здоровую, уравновешенную личность после депривации, травм любого характера. Это поддержка именно психологического формата”, - пояснила она.
“Женщина должны быть готова к изменениям”
Психолог из Дагестана Элина Славинская рассказала, что в республике женщины нередко обращаются за психологической помощью, однако “определяющей в процессе работы является готовность клиента к изменениям”.
“В Дагестане женщины часто обращаются за психологической помощью. Помочь удается тогда, когда женщина готова к внутренним изменениям, готова выйти из зоны жертвы. Если человек ничего кардинально менять не хочет, но хочет просто пожаловаться, то он просто приходит, чтобы поплакаться – бесплатно или нет”, - сказала корреспонденту «Кавказского узла» психолог.
Всего, по словам специалиста, из обращающихся к ней за помощью 30-40% клиентов приходят с проблемами, связанными с домашним насилием.
«Мы ведем работу с самооценкой женщины. Пришедшие не всегда проходят целый курс, иногда достаточно одной консультации, чтобы был дан толчок. Дальше она может созваниваться или по электронной почте как-то взаимодействовать со специалистами или может попроситься на повторную консультацию. Помимо психолога, женщина может обратиться в центры кризисной помощи», - пояснила Элина Славинская.
“Женщины боятся отстаивать свои права”
Элина Славинская также рассказала об одном из случаев из своей практики.
“В марте нам одну девочку пришлось отправить в Москву и разместить с двумя детьми, потому что ее муж разбил ей голову. Сами женщины настолько запуганы, что не представляют, что можно что-то поменять и что-то сделать. Самый важный момент – внутренняя готовность. На третий день тренинга у этой женщины уже глаза были другие. Она начала приходить в себя”, - сказала психолог.
По ее словам, зачастую женщины просто не знают своих прав, возможностей, не могут получить поддержку от близких.
В Дагестане достаточно серьезной является проблема домашнего насилия, сказала корреспонденту «Кавказского узла» шеф-редактор интернет-издания о дагестанских женщинах Daptar.ru Светлана Анохина.
“Вопрос домашнего насилия у нас достаточно серьезно стоит, тут же речь не только об избиениях, но и о проблеме контроля. А право контроля над женщиной имеют не только родители и муж, но и все родственники мужского пола, даже младшие братья” - рассказала Светлана Анохина.
“В Дагестане с этим сложно разобраться из-за того, что в семьях не любят выносить сор из избы. Какой-то скандал внутри семьи, о котором стало известно, расценивается как подрыв авторитета рода вообще”, - отметила она.
По ее словам, многие из обращавшихся за помощью женщин “боятся идти до конца”.
“Женщины боятся, они не идут до конца, дальше, даже если ситуация очень сложная, даже если отобраны телефоны и есть регулярные побои, а человек лишен возможности вообще выходить из дома. Найти в себе смелость и силы вырваться из сложной ситуации мало кто может. Нам часто рассказывают страшные истории, но мы не можем насильственно спасать человека. Нужно, чтоб он прямо сказал о своей готовности и желании спастись”, - подчеркнула Светлана Анохина.
Большинство обратившихся за помощью женщин “хотели просто выговориться, но никто из них не ушел из семьи”, также обратила внимание Светлана Анохина.
“Практически все женщины, обратившиеся к нам, хотели просто выговориться и получить какую-то помощь, но никто из семьи не ушел. Даже когда им предлагали возможность срочной эвакуации, с оформлением статуса беженцев”, - сказала Светлана Анохина.
“Домашнее насилие ломает веру в себя”
По ее словам, домашнее насилие “ломает у человека веру в себя, из-за чего сильно искажается система ценностей”.
«Не стоит подходить с мерками «нормальных» людей, живущих в более-менее нормальной обстановке, к жертвам домашнего насилия. Они существуют в другом, искаженном и уродливом мире. Первое, что домашнее насилие ломает, - это веру в себя, самостоятельность и способность к сопротивлению”, - заметила Светлана Анохина.
“Женщина может вести себя совершенно неадекватно и пренебрегать очевидными для нас вещами. В частности, у нее может быть настолько ослаблен инстинкт самосохранения, что даже при реальной угрозе своей жизни, она не бежит, боясь разгневать мужа”, - сказала Светлана Анохина.
Сотрудник «Ресурсного центра развития Ингушетии» Джанет рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что в Ингушетии работу с жертвами домашнего насилия ведут несколько организаций, но общей статистики по числу обращений на данный момент нет.
«В Ингушетии есть центр психологической помощи и посткризисной реабилитации. Их специалисты работают с людьми, пережившими насилие, предоставляют психологическую помощь, юридическую, сопровождение в судах и так далее. Там остро стоит вопрос с определением места жительства детей при разводах. Есть правозащитная организация «Машр», куда женщины могут обратиться, хотя это направление у них не основное. Также с такими вопросами работает организация “Правовая инициатива””, - отметила сотрудник организации.