Роль черкесов в конфликте в Турции вызвала дискуссию среди активистов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Турция приняла черкесов после изгнания, поэтому диаспора в этой стране должна принимать участие в политической жизни страны, заявил черкесский общественный деятель Ибрагим Яганов. Положение черкесов в Турции - хуже, чем остальных нацменьшинств, и поддерживать власти у них нет причин, считает координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш. 

Как писал "Кавказский узел", 15 июля в Турции противники правительства из числа военных предприняли попытку государственного переворота. По данным на сегодня, погибли 265 человек, были ранены более 1500. Уроженцы Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии приняли участие в шествиях и митингах в Стамбуле, приветствуя подавление турецкими властями попытки военного переворота.

Действующие турецкие власти не заинтересованы в поддержке репатриации черкесов в Россию, поэтому неудачный переворот на этом процессе ничего не изменит, поскольку только лишь усилит влияние Эрдогана в стране, сказали ранее опрошенные "Кавказским узлом" черкесские активисты. 

Спор о необходимости черкесским активистам выступать в поддержку Эрдогана разгорелся в соцсетях. В частности, в комментариях к сообщению члена черкесской общественной организации "Черкесфед", в котором он написал, что для черкесов Турция является родиной и каждый представитель диаспоры должен отстаивать интересы Эрдогана. 

"Я согласен с этим мнением однозначно, - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" заявления коллег из Турции черкесский общественный деятель Ибрагим Яганов. - Раньше мы тоже думали, что все черкесы должны вернуться на историческую родину. Но историческая родина сама нуждается в сильной, многочисленной и развитой диаспоре, которая проживала бы во всем мире".

По его мнению, "те черкесы, которые проживают несколько поколений в больших странах, должны иметь свой взгляд и принимать участие в политической жизни страны".

"Турция приняла их после изгнания из родины, и пренебрегать тем, что там происходит, они не могут. И только будучи сильными и влиятельными в стране проживания, они могут быть полезны для своей исторической родины. Выходить на улицу или не выходить, защищать Эрдогана, или нет - это их личное право, и мы это оспаривать не можем", - подчеркнул Яганов. 

Координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш, напротив, считает призывы неуместными в условиях, когда черкесы "не имеют в Турции должного уважения как единая нация".

"Я сильно удивлен, какая началась активная пропаганда со стороны некоторых черкесских активистов Турции в поддержку Эрдогана. И это при том, что положение черкесов Турции как национального меньшинства - гораздо хуже, чем других нацменьшинств. Такая активность при отсутствии каких-либо объективных данных по улучшению положения черкесов в Турции как нации, не только удивляет, но и вызывает вполне понятные вопросы", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам координатора "Черкесского союза", "политика насильственной ассимиляции черкесов в Турции, запреты на употребление родного языка, изменение фамилий на турецкие привела к тому, что черкесы сохранились там вопреки, а не благодаря действиям государства". "Сейчас есть данные, что такая активность некоторых черкесских активистов больше связана с их личными интересами. Черкесам пора задуматься о первоочередных интересах народа, начиная с расширения использования языка, а не быть марионетками правящих режимов", - заключил Кеш. 

Репатриант из Турции Хилми Ачмиз, проживающий в Майкопе с 1994 года, считает призыв выйти на улицы с поддержкой правящей власти вполне естественным.

"Черкесы - такие же граждане Турции, как и турки, и курды, и грузины, и оставаться в стороне от того, что происходит в стране, они не могут. Здесь вопрос не столько поддержки или не поддержки Эрдогана, сколько отношения к военному перевороту и поддержки именно демократического строя. То, что происходит сейчас, далеко от демократии", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Однако он не согласился с тем, что Турция - родина черкесов. "Кто бы что ни утверждал, для черкесов родина - только Черкесия. Ни один здравомыслящий черкес такого не скажет. И подобные заявления говорят о том, что люди преследуют корыстные цели", - заключил Ачмиз.

Первый председатель "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент" Адыгеи Альмир Абрегов считает подобные призывы признаком безысходности положения черкесов не только в Турции, но и на родине.

"Здесь надо учитывать реалии жизни черкесов, для которых Черкесия - мираж, нечто недосягаемое. Турция - страна их проживания уже несколько поколений, они интегрированы в это общество. Мы помним, с какими трудностями столкнулись репатрианты первой волны в Майкопе после инцидента со сбитым российским самолетом, которых пытались выдворить из страны обратно в Турцию. Ни Кремлю, ни местной администрации не желательна репатриация, и этому процессу всячески мешают. Видя, насколько тяжело вернуться на родину, им ничего не остается кроме как быть полноценной частью турецкого государства", - заявил Абрегов корреспонденту "Кавказского узла".

Ибрагим Яганов считает, что сложности с репатриацией сирийских черкесов ставят вопрос перед турецкой диаспорой, нужны ли они на Кавказе.

"Основная проблема заключается в том, что историческая родина не готова сегодня принять даже ту часть черкесов, которая хотела бы вернуться. Хороший пример "сирийский вопрос". Россия была союзницей Сирии в этом конфликте. Российская делегация во главе с покойным Альбертом Кажаровым поехала в Сирию, встречалась с черкесской диаспорой и обещала государственную поддержку в переселении на родину. Тем не менее, репатриация не состоялась", - напомнил он.

По его словам, очень мало из сирийских черкесов вернулись на историческую родину, а те, кто вернулся, "находятся в резервации в таких селах как Благовещенка, без условий, без средств к существованию, без работы и пытаются выжить в новых российских условиях".

"Надеяться, что при таком отношении к репатриантам черкесская диаспора Турции будет массово возвращаться на родину, не приходится", - заключил Яганов.  

Так же стало известно, что вечером 15 июля погиб сотрудник полиции Анкары, черкес Джунейт Бырс. Новости о гибели Джунейта разместили на сайтах черкесских общественных организаций Турции Кавказской федерации Хасэ (Kaffed) и «Объединенной Черкесии».

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"