Родные арестованного жителя Ингушетии потребовали его медобследования
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следователи отказываются назначить медобследование жителя Ингушетии Лечи Гадамаури, находящегося в СИЗО Владикавказа, утверждают его родственники и адвокат. Гадамаури и его адвокат должны направить жалобы на пытки в следственное управление СКР по Ингушетии, заявил глава Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.
Как сообщал "Кавказский узел", за помощью в Правозащитный центр "Мемориал" обратились родные жителя города Сунжа Лечи Гадамаури, заявляющие о его пытках и избиениях силовиками. Родные Гадамаури также пожаловались на его пытки в сообщении, поступившем 20 июня на смс-сервис "Кавказского узла".
"Несколько дней я не могла установить местонахождение своего сына"
Как утверждает мать арестованного жителя Ингушетии Елизавета Гадамаури, ее сын был похищен 8 июня в городе Сунжа. "Вечером 8 июня в районе пяти часов вечера мы вместе с сыном вышли на рынок в Сунже за сахаром. Я увидела соседку и остановилась поговорить с ней, а сын пошел вперед, завернул за угол и скрылся из виду", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Елизавета Гадамаури.
По словам Елизаветы Гадамаури, завершив разговор с соседкой, она "направилась вслед за сыном". "Я его не нашла и стала звонить ему на телефон. Гудки шли, но он трубку не брал. Я подумала, что сын, наверное, оставил телефон дома, пошла на рынок сама. Придя домой, я спросила у своей снохи, не оставил ли мой сын свой телефон дома. Она сказала, что телефон у Лечи", - отметила Елизавета Гадамаури.
"Всю ночь мы ему звонили – телефон не отвечал. Утром стали разыскивать его, поехали в Назрань, потом в Магас. Искали в ФСБ, в МВД", - рассказала Гадамаури.
По утверждению матери Гадамаури, "на третьи сутки около двух часов ночи ей позвонил следователь УФСБ по Ингушетии". "Он представился и сказал, что он является следователем по делу моего сына. Назвал какие-то статьи Уголовного кодекса. Сказал, что сын находится в ФСБ. Дал трубку сыну. Лечо сказал, что находится в здании УФСБ в Магасе", - заявила Елизавета Гадамаури.
"Брат Гадамаури был убит в ходе спецоперации в Ингушетии"
11 июня, по словам Елизаветы Гадамаури, она увидела своего сына на заседании суда по вопросу об избрании меры пресечения. "Глаза у него были красные – как будто, он несколько ночей не спал. Правая нога была в каких-то ссадинах и порезах. Я отодвинула ворот его куртки – там были синяки и глубокие ссадины. Следователь закричал, что мне "нельзя трогать сына". Сам Лечо толком ничего не мог сказать", - утверждает Елизавета Гадамаури.
Три года назад Гадамаури был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 208 УК РФ "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", добавила Елизавета Гадамаури.
"Его избивали, пытали, заставляя взять на себя ответственность за то, чего он не совершал. Посадили в тюрьму на год. Сейчас все повторяется", - заметила мать Гадамаури.
Лечо Гадамаури женат, у него есть один ребенок, жена беременна вторым. “Интерес к моему сыну у силовиков появился, когда Лечо ходил в седьмой класс. В том году во время спецоперации убили моего старшего сына, Шамиля. К нам после этого регулярно стали наведываться полицейские", - рассказала Елизавета Гадамаури.
Супруга Лечо Гадамаури утверждает, что для нее "стало неожиданным сообщение о том, что ее муж находится под следствием". "Мой муж совершает намаз, ходит в мечеть. Когда я узнала, что его задержали, была в шоке", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Марем, жена Лечи Гадамаури.
11 и 12 февраля 2010 года в районе населенного пункта Аршты Сунженского района Ингушетии, граничащего с Чечней, проводилась крупная спецоперация против участников вооруженного подполья. Первоначально было объявлено, что в этом районе блокирована группа боевиков Доку Умарова численностью до 30 человек. Позже военные объявили, что в результате проведенных мероприятий убито от 18 до 20 участников вооруженного подполья. В числе убитых боевиков, по данным силовых структур, оказался Шамиль Гадамаури.
"Следователь отказался назначить медобследование Гадамаури"
Лечо Гадамаури подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 УК РФ "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", ему грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет, рассказал адвокат Магомед Точиев, представляющий интересы Гадамаури.
По его словам, 11 июня суд вынес решение о заключении Лечи Гадамаури под стражу сроком на два месяца. Житель Ингушетии находится в СИЗО Владикавказа.
Адвокат заметил, что он "написал ходатайство на имя следователя о проведении медицинской экспертизы в отношении Гадамаури".
"Следователь мне отказал в проведении экспертизы. Я направил жалобы на отказ прокурору и руководителю следственного отдела", - рассказал Магомед Точиев, заметив, что ответы на свои обращения он пока не получил.
"Адвокат должен направить жалобы на пытки в СУ СКР"
Родственники Лечи Гадамаури также обратились с заявлением о нарушении его прав в правозащитную организацию "Машр".
“Поехать во Владикавказ и проверить состояние Лечи Гадамаури мы не можем, поскольку Общественные наблюдательные комиссии могут работать только в своем регионе. У него могут побывать представители ОНК Северной Осетии-Алании”, - заметил руководитель ингушской правозащитной организации "Машр", председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Республики Ингушетия, автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.
"Наша правозащитная организация в любом случае будет следить за развитием ситуации с задержанием Гадамаури", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Муцольгов.
Лечо Гадамаури и его адвокат должны направить жалобы на пытки в следственное управление СКР по Ингушетии, в свою очередь заметил член президентского Совета по правам человека, глава Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.
"Заявление должно быть направлено в СУ СКР, поскольку на момент пыток гражданин уже был арестован. При этом заявление не нужно отправлять следователю, который ведет дело. Рассмотрение жалоб на пытки находится не в его компетенции", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
По его словам, адвокат должен написать заявление со слов своего подзащитного, а также жалобу от себя лично. "Адвокат должен подробно описать все, что произошло с его подзащитным: кто пытал, как пытал, чего от него добивались, куда подключали ток", – рассказал правозащитник.
По словам Игоря Каляпина, адвокат Лечи Гадамаури должен составить заявление в таком формате: "Я пришел к своему подзащитному в такой день (дата). Мой подзащитный сообщил мне, что в отношении него было совершено преступление. Я обнаружил у него такие-то телесные повреждения (перечислить). Прошу вас провести процессуальную проверку, возбудить уголовное дело, незамедлительно отправить моего подзащитного на медицинское освидетельствование. Более того, прошу обеспечить исследование травм для того, чтобы обеспечить причину и механизм их возникновения".
Отказ в проведении медицинской экспертизы может быть обжалован в суде, также пояснил Игорь Каляпин. По его словам, жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти суток.
"Гадамаури требования о проведении медосмотра не заявлял"
Лечо Гадамаури дважды проходил медосмотр, перед отправкой в изолятор и в СИЗО, в свою очередь заявил корреспонденту "Кавказского узла" источник в УФСБ по Ингушетии. По его словам, Гадамаури "не делал никаких заявлений о необходимости проведения медосмотра в связи с побоями".
Также источник в УФСБ заметил, что ранее Лечо Гадамури был осужден по статье 208 УК РФ "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем".
"Сейчас он является фигурантом уголовного дела, возбужденного по этой же статье", - сказал источник. При этом он привел свою точку зрения, что "родственники задержанных пишут заявления о пытках своих близких для того, чтобы реабилитироваться перед общественностью".
"У людей просто такой способ защиты. Мы с этим сталкиваемся не в первый раз. Они прекрасно знают, чем занимаются их мужья, сыновья, родственники. Они хотят любой ценой оправдать их, да и себя в глазах общественности", - считает источник в УФСБ по Ингушетии.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Ингушетии и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, вооруженных инцидентов, взрывов и похищений людей.