Фильмы об Олимпиаде и терроризме на Северном Кавказе показаны на "Кинотавре"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В рамках проходящего в Сочи фестиваля "Кинотавр" 8 июня показан короткометражный фильм "Мария" краснодарца Григория Коломийцева, в центре которого история женщины, чей сын ушел в ряды северокавказских боевиков. За день до этого при полупустом зале был показан документальный фильм "Кольца мира" о спортсменах, участвовавших в сочинской Олимпиаде.
"Кавказский узел" писал, что 6 июня открылся XXVII кинофестиваль "Кинотавр", который завершится 13 июня. "Кинотавр" ежегодно проводится в Сочи с 1991 года.
Режиссер "Марии": показать кавказские события не было самоцелью
В третий день фестиваля, 8 июня, в конкурсе короткого метра был показан фильм режиссера Григория Коломийцева "Мария", посвященный проблеме терроризма на Северном Кавказе. Главную роль в фильме сыграла актриса лезгинского происхождения Мадлен Джабраилова.
По сюжету фильма, к героине Джабраиловой приходят представители спецслужб и сообщают, что ее сын прошел обучение в рядах вооруженных формирований в Нальчике и захватывает заложников в одном из селений горной части Ингушетии. В фильме также фигурирует возлюбленная юноши – носящая хиджаб девушка Зарема, которая также поддерживает вооруженное подполье.
О создании фильма корреспонденту "Кавказского узла" рассказал сам Григорий Коломийцев.
"Я сам из Краснодара. Уже давно эта тема так или иначе всплывала, и я с этим грузом поехал в Москву. Я прочитал альманах Олега Рашидова о войне (имеется в виду альманах сценариев "Пять рассказов о войне" – прим. "Кавказского узла"), и мне запомнилась первая новелла, "Сын", и что-то включилось, я решил сразу снимать эту историю", – говорит режиссер.
По его словам, когда он готовился к запуску картины на студии, произошли теракты в Брюсселе. А во время монтажа картины Коломийцев прочитал материал о матерях из США, чьи дети воюют в "Исламском государстве" (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом – прим. "Кавказского узла").
"Но я не могу сказать, что в этом сценарии меня заинтересовала тема Кавказа, хотя, без сомнения, это интересно. Все-таки в центре фильма – отношения матери и сына, семья, семейные ценности. А кавказские события – прилагаемые обстоятельства. Это была не самоцель фильма", – пояснил Коломийцев.
Он уверен, что проблемы, затронутые в фильме, до сих пор очень актуальны для некоторых регионов Юга России.
"Люди умирают, а мы об этом ничего не знаем. Моя сокурсница из Ингушетии сказала, что подобные факты происходят там каждый день", – заявил Коломийцев.
Автор картины предпочитает занимать нейтральную позицию по отношению к событиям фильма.
"Это (уход к боевикам - прим. "Кавказского узла") – решение героя. Интересно то, что он принял решение, и оно такое. Я не занимал какую-то точную позицию. Это противоречиво, но это его решение", – отметил Коломийцев.
Для режиссера было очень важно, что события в фильме происходят не за границей, а в России.
"В этой большой стране до сих пор есть вот это разделение – люди совершают какие-то абсолютно безумные поступки, рушатся семьи. Вместо того, чтобы жить вместе, любить друг друга, люди разъединяются на почве каких-то убеждений и решений", – заключил он.
Григорий Коломийцев сейчас учится на 4 курсе Всероссийского государственного института кинематографии им. Герасимова. По словам режиссера, его дипломная работа будет рассказывать об отношениях двух братьев, и события также будут развиваться на Кавказе.
Всего в конкурсе "Кинотавр. Короткий метр" в этом году участвует 26 работ, отобранных из 380 заявок. 8 июня среди этих короткометражек был показан фильм "Ключ" режиссера Сергея Кешишева - тележурналиста, известного своими документальными фильмами о войне в Чечне "Смерть в займы" и "Волчье логово". В основном конкурсе – 14 полнометражных фильмов. Больше половины из них являются режиссерскими дебютами, пять сняты женщинами. Один из фильмов, "Ученик", снял уроженец Ростова-на-Дону Кирилл Серебренников, показ фильма пройдет 11 июня, сообщается на сайте фестиваля.
На фестивале показан фильм об участниках сочинской Олимпиады
6 июня на фестивале состоялся спецпоказ фильма Сергея Бодрова (старшего) "Кавказский пленник" 1996 года. 7 июня прошел еще один внеконкурсный спецпоказ - зрителям был представлен документальный фильм "Кольца мира" режиссера-документалиста Сергея Мирошниченко, известного серией картин "Рожденные в СССР".
Этот фильм является официальной картиной Международного олимпийского комитета об Олимпиаде в Сочи. Лента отпечатана на кинопленке и отправлена на вечное хранение в штабквартиру МОК в Лозанне.
Съемки фильма проводила команда Мирошниченко, включающая шесть съемочных групп и 18 операторов. Большая часть картины была отснята во время Олимпийских игр. Музыку к фильму написал лауреат российской театральной премии "Золотая маска" Игорь Демуцкий.
Фильм сконцентрирован на жизни и переживаниях спортсменов, а не политическом контексте Олимпиады, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Мирошниченко.
"В таких фильмах нельзя много показывать президента. У Лени Рифеншталь (работавшая в нацистской Германии женщина-режиссер, автор фильма "Олимпия" - прим. "Кавказского узла") Гитлер появляется всего два раза. И там, и у нас это был заказ МОК, – отметил режиссер. – Но мы сделали картину о философии спорта. Мы говорили о балансе женского и мужского, фильм делался так, чтобы было интересно людям во всем мире".
Основной посыл фильма имеет гуманистический характер, режиссер, по его словам, стремился раскрыть в первую очередь человеческие качества известных спортсменов.
"Для меня было интересно: в звезде спорта, выдающемся спортсмене, чего больше – зверя или человека? Потому что спорт отчасти будит некое подобие жестокости, сверхволи. И женщины, и мужчины – отчасти гладиаторы. А вот чего все-таки в нем больше? Наш фильм об этом. Если ты зверь, ты выдающимся спортсменом не будешь, ты можешь добиться одну победу, но никогда не станешь Плющенко, Бьорндаленом, никогда не станешь Фуркадом. Настоящие люди, настоящие спортсмены, настоящие звезды выигрывают по-честному, за счет духа, за счет ума, а не только за счет мышц", – утверждает Мирошниченко.
12 мая в американском издании The New York Times вышел материал о том, что 15 российских спортсменов, получивших золото на Олимпиаде в Сочи, употребляли допинг. Источником этой информации стал экс-глава антидопинговой лаборатории в Москве Григорий Родченков. Кроме того, сочинская Олимпиада сопровождалась целым рядом скандалов, связанных с нарушением прав человека в России. В частности, правозащитники заявляли о массовых нарушениях прав трудовых мигрантов, привлеченных к подготовке к соревнованиям. А менее чем за год до Олимпиады в России был принят закон, согласно которому за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений установлены штрафы. Эта инициатива подверглась резкой критике со стороны США и европейских стран.
Мировая премьера фильма состоялась в мае в четырех городах Бразилии и Кракове, рассказал режиссер.
"Может быть, этот фильм – наш посланец в мир о том, чтобы мы были вместе, потому что люди устали от противостояния, от вражды. Мы были очень гостеприимными, мы открылись и все сделали для мира. И я думаю, что это останется в фильме навсегда. Еще одна его составная – это болельщики, которые были смешными, необычными, открытыми, свободными", – заявил Сергей Мирошниченко.
Показом на "Кинотавре" открыт старт проката фильма "Кольца мира" по всей России, он начнется 16 июня.
Качественной и "совершенно человечной" картиной назвал фильм Мирошниченко президент фестиваля "Кинотавр" Александр Роднянский.
"Здесь действуют не массы и не политическое руководство, а люди, спортсмены. Это принципиальная разница", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Российская премьера "Колец мира" прошла при полупустом зале
Показ фильма об Олимпиаде, как и все остальные показы на фестивале "Кинотавр", был некоммерческим. Однако вход на картину осуществлялся по аккредитации на фестиваль и пригласительным билетам.
Это уже не наш праздник, это праздник бомонда
В результате показ "Колец мира" прошел при полупустом зале, даже для многих сочинских журналистов фестиваль оказался недоступным, отметила член правления сочинского отделения Союза журналистов России Лариса Малкова.
"К сожалению, для многих наших журналистов, для нашего города – это праздник только по телевидению. Это уже не наш праздник, это праздник бомонда", – рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Билеты на конкурсные показы "Кинотавра" также не продаются. Каждый вечер на площади Зимнего театра проходят бесплатные показы фильмов-лидеров отечественного кинопроката за последний год. 10 июня в 23:45 всем желающим будут продемонстрированы фильмы-победители программы "Кинотавр. Короткий метр".