Участники конференции в Тбилиси оценили опыт Грузии в решении проблем цыган
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В большинстве стран бывшего Советского Союза у цыган возникают проблемы с паспортизацией в связи с их кочевым образом жизни, лишь в Грузии эти вопросы решаются эффективно, было заявлено на конференции в Тбилиси. В Азербайджане остается проблема с выдачей паспортов, а в Армении низкое количество цыган с высшим образованием, отметили участники встречи.
На конференции отмечена роль системы госреестра в решении проблем цыган в Грузии
В закрытой конференции "Ситуация рома и родственных групп в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии: существующий опыт и дальнейшие шаги", которую 18 мая в Тбилиси провело Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, принимали участие представители Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана.
Почти во всех этих странах у цыган возникает множество проблем связанных с паспортизацией в связи с кочевым образом жизни, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Антидискриминационного Центра "Мемориал" Ольга Абраменко.
Как рассказали участники встречи, они согласились с тем, что в их странах следует взять на вооружение грузинскую систему госреестра, которая снимает большинство проблем цыган.
В Грузии сохраняется бытовая ксенофобия по отношению к цыганам
Права цыган в Грузии защищены больше чем в других странах постсоветского пространства, считает активист цыганской общины грузинского города Кобулети, преподаватель музыки Николай Асланов, участвовавший в конференции.
"Насколько я слышал от участников из других стран, несмотря на все трудности Грузии, наше государство намного больше продвинулось в области защиты прав человека", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Николай Асланов.
"Я удивился, глядя на то, как это происходит в других странах. В Грузии невозможно себе представить, чтобы женщина рожала во дворе или дома. Да и ее муж [в таком случае] окажется в тюрьме из-за обвинений в насилии", - говорит Николай Асланов.
По его словам, роженицы-цыганки ничем не отличаются в правах от остальных граждан Грузии - они регистрируются заранее при том или ином роддоме и сразу получают государственный страховой полис, по которому им оказывают акушерские услуги.
"Если возникают какие-то проблемы, то в самой больнице могут помочь составить прошение на имя префекта или других представителей власти, и в недельный срок оказывается помощь", - пояснил Асланов.
Он отметил, что в каждом роддоме в Грузии есть отделение для нотариуса, и, прежде чем забрать ребенка, родители обязаны оформить свидетельство о рождении. При этом данные о ребенке сразу же вносятся в единую базу данных гражданского реестра, и ему присваивается личный номер, который фигурирует в метрике, удостоверении личности (аналог внутреннего паспорта в России) и загранпаспорте.
"Даже если родители - граждане другой страны или лица без гражданства, то все равно они вынуждены брать свидетельство о рождении, и ребенок автоматически становится гражданином Грузии", - рассказывает Николай Асланов.
В общей сложности в Грузии проживают порядка 2 тысяч цыган, сообщила сотрудница Европейского центра по вопросам этнических меньшинств Елена Прошикян.
"Это неплохой показатель - в 2009 году у нас было только 800 цыган, а уже в этом - 2 тысячи", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Елена Прошикян.
При этом, по ее словам, главный фактор, который способствовал улучшению ситуации в Грузии - это реформа, которая была проведена в системе гражданского реестра и здравоохранения.
"Теперь не нужно приводить множество человек и предъявлять большое количество документов, подтверждающих, что ты родился в Грузии. Все максимально упрощено", - отметила Елена Прошикян.
Однако и в Грузии у цыган остается множество проблем. Прежде всего - это низкий уровень жизни.
"Да, большие проблемы. Простой человек, устраиваясь на работу, получает зачастую 200 лари (100 долларов в месяц). Но это относится не только к нашему народу, но и к грузинам. Просто экономическая ситуация трудная", - говорит Николай Асланов.
Порой даже в метро рядом с цыганом стараются не садиться из-за стереотипов, что он обязательно или попрошайка, или вор
Елена Прошикян отмечает, что в быту все еще встречается ксенофобия.
"К сожалению, трудности встречаются при устройстве на работу, а также - в бытовом общении. Порой даже в метро рядом с цыганом стараются не садиться из-за стереотипов, что он обязательно или попрошайка, или вор", - рассказывает Елена Прошикян.
Тем не менее, по ее словам, в Грузии вопрос социально неустроенных цыган снят.
"Большинство из тех, кого вы видите, это не настоящие цыгане. Это или молдаване, которые прибыли сюда после войны в Приднестровье, или курдоязычные цыгане. Но они не принадлежат к кругу других цыган, не общаются с ними", - говорит Елена Прошикян.
В большинстве случаев, по ее словам, многие люди, которые занимаются попрошайничеством, или не осведомлены о государственных сервисах или преследуют свои какие-то скрытные цели. Одна из таких целей - эксплуатация детей для получения дохода от попрошайничества.
"К сожалению, правоохранительные органы проявляют равнодушие, и нет политической воли, чтобы заняться случаями эксплуатации детей для попрошайничества", - говорит Елена Прошикян.
Однако, по ее словам, большинство цыган в Грузии живет компактно и не участвует в уличном бизнесе. Главным образом грузинские цыгане занимаются торговлей.
Еще одна трудность, которую испытывают цыгане в Грузии, - это проблема с образованием.
"Очень трудно собрать деньги на обучение ребенка в школе. Сегодня все учебники платные, а к этому еще нужно добавить одежду, деньги на транспорт и на буфет. Поэтому многие люди просто не могут каждый день водить детей в школу", - говорит Николай Асланов.
Елена Прошикян подтвердила, что из 2 тысяч цыган, проживающих в Грузии, только у двоих есть высшее образование.
"К сожалению, трудно поступить в институт из-за высокой платы. Поэтому среди цыган мало специалистов с высшим образованием", - говорит Елена Прошикян.
В целом участники встречи согласились, что в их странах следует взять на вооружение грузинскую систему госреестра, которая была внедрена во время Саакашвили.
"У нас даже проблемы с миграцией нет. Получаешь загранпаспорт и можешь ехать куда угодно. Главное - ты учтен, у тебя есть гарантия, что тебя всегда пустят обратно", - отмечает Николай Асланов.
В Азербайджане остается проблема миграции и выдачи паспортов цыганам, в Армении заявляют о трудностях получения цыганами высшего образования
В Армении проживает около 4 тысяч цыган, которые уже давно ассимилировались, отмечает армянский эксперт - заведующий кафедрой культурологии Ереванского государственного университета Гамлет Петросян, также принявший участие в конференции.
"У нас нет проблем с регистрацией цыган или медицинскими сервисами для них. Они тесно интегрированы, у них армянские имена и фамилии, так что не всегда и отличишь, кто перед тобой", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Гамлет Петросян.
По его словам, уже с XV века нашей эры в летописях упоминаются цыгане с армянскими фамилиями и именами, поэтому интеграция происходит очень давно.
Тем не менее, и у армянских цыган остается проблема образования.
"Есть несколько людей с высшим образованием, кого я знаю. Главным образом это специалисты в хай-тек. Однако в целом они предпочитают заниматься ремесленничеством. Среди цыган хорошие жестянщики и портные. Бродячий образ жизни они уже давно не ведут", - заявил Гамлет Петросян.
В Азербайджане, по словам Ольги Абраменко, ситуация для цыган не такая уж радужная.
"Как говорят представители Азербайджана, там также остается проблема миграции и выдачи паспортов при рождении", - рассказала Ольга Абраменко.
Отсутствие документов является главной проблемой цыган в России, а самой сложной для цыган страной на постсоветском пространстве назван Узбекистан
В России на сегодняшний день, по официальным данным, постоянно проживает около 200 тысяч цыган. Однако, по оценке правозащитников, их население может доходить до 500 тысяч, сообщила Ольга Абраменко.
"Цыгане утверждают, что никто и никогда не видел счетчиков (людей, ведущих перепись население), которые заходили бы в цыганские поселки и проводили бы опрос о гражданстве, о семейном положении, об этническом происхождении. Так что данные весьма сомнительны", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ольга Абраменко.
По ее мнению, основные проблемы цыган являются наследием советских времен, когда в 1956 году был законодательно запрещен кочевой образ жизни.
"С тех пор и появились проблемы - людям было трудно брать паспорта, поскольку по закону они должны были жить в одной местности, а оказывались в другой", - сообщила Ольга Абраменко.
После развала Советского Союза проблемы цыган еще больше обострились - из-за того, что люди оказались за пределами места официальной прописки, они не могут оформить документы, а порой - и получить гражданство.
"Из-за этого трудно устроиться на работу, нет возможности получить лечение в больницах. Порой женщинам трудно попасть в роддом и там нормально родить ребенка", - отмечает Ольга Абраменко.
Отсутствие документов, по словам Абраменко, приводит ко многим нарушениям прав человека. Правозащитница напомнила, что в 2004 году в России была убита цыганка из Закарпатья Анна Фаркош. По мнению правозащитников, убийство совершили неонацисты, осужденные за убийство нескольких людей в 2006 году.
"Убийцы получили сроки за другие преступления, но за этих двух женщин они не ответили", - говорит Абраменко.
Права цыган-нелегалов нарушают и полицейские, отметила правозащитница и привела в пример, как ее организация отстояла права троих человек, "которых без всяких преступлений почти на год закрыли в приемнике-распределителе, где человек должен содержаться всего сутки". "Там не было ни душа, ни туалета, ни нормальных мест для сна", - говорит Абраменко.
Если в Санкт-Петербурге и Москве есть больницы, которые обслуживают малообеспеченных, то в большинстве городов России это невозможно, поскольку у лиц без паспорта нет, соответственно, и медицинской страховки, а зачастую - и средств на лечение.
"Женщины зачастую рожают дома, в антисанитарных условиях", - рассказывает Ольга Абраменко.
Впрочем, даже при поступлении женщины в роддом еще не все проблемы решаются автоматически.
"В роддоме дают выписку о рождении ребенка. Но после этого нужно его зарегистрировать. А люди срываются с мест, и порой эта выписка теряется или уничтожается при переездах или пожарах", - рассказывает Ольга Абраменко.
Органы государственной власти в России и странах СНГ не создают условий для того, чтобы ребенок моментально получил свидетельство о рождении и был внесен в общую базу данных.
"Таким образом создаются условия, чтобы снова повторялся этот круг на новом поколении, и люди оставались бы без гражданства", - отмечает правозащитница.
Как было заявлено на конференции, самые тяжелые условия сложились в Узбекистане (здесь цыган называют "мугаты"), где в роддомах, по словам участников встречи, созданы антигуманные условия. В частности, по рассказам очевидцев, рожениц-цыганок в Узбекистане располагают в отдельных помещениях, где они дожидаются родов часами. Из-за отсутствия родовспоможения у многих из них отходит преждевременно плацента, что оказывает порой фатальное влияние на здоровье.
Как говорили участники из Узбекистана, там фактически практикуется принудительная стерилизация
"Как говорили участники из Узбекистана, там фактически практикуется насильственная стерилизация - по указу президента от 2009 года к роженицам подходили районные комиссии, в состав которых входят районные акушеры-гинекологи, несколько других врачей и представители местных органов власти, и убеждали женщин пройти через стерилизацию", - рассказывает Ольга Абраменко.
При отказе совершить стерилизацию женщинам угрожали, что им не оформят документы, а следовательно - не выплатят детские пособия, а сами дети не смогут попасть в школу. В 2014 году эта практика прекратилась. Однако сегодня дети шести лет не могут попасть в школу именно по причине того, что у них нет документов, отмечает Абраменко.
В Кыргызстане ситуация несколько мягче. По крайней мере, отказа в оказании медицинских услуг нет.
"И, тем не менее, оформить свидетельство о рождении крайне трудно, потому что женщины порой не имеют денег на роды или рожают по дороге в роддом. При такой ситуации очень трудно получить свидетельство о рождении", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель киргизского общества "Люли" Бахадир Нармизаев.
В школе детям кыргызских цыган, по его словам, крайне трудно. "До шести лет они говорят на родном языке, а в школе приходится учить киргизский. Поэтому освоение предметов идет крайне трудно", - заявил Бахадир Нармизаев.
По его словам, из 1500 люли (киргизское название цыган), только три человека имеют высшее образование. "И то - один из них уехал в Якутию, а двое - преподаватели в школе Оша", - рассказал Бахадир Нармизаев.
Он отметил, что цыгане в небольшом количестве представлены в органах власти – небольшая часть из них работает в полиции, двое являются депутатами совета в селе Оша, где, собственно и проживает цыганская община.
"Кавказский узел" ранее сообщал о проблемах цыган на юге России, в частности, о том, что многие цыганские дети в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях не посещали школу - из-за бедности родителей, непопулярности образования в цыганской среде, незнания русского языка, а в ряде случаев – из-за препятствования этому со стороны школьных администраций. Неоднократно поступали сообщения о преследованиях и притеснениях цыган в Волгоградской области. Так, в апреле 2006 года группа молодых людей напала на цыганский лагерь, расположенный на окраине города Волжского, были убиты два человека. Приговор по этому делу был вынесен лишь в августе 2009 года. В октябре 2011 года в поселке Верхняя Ельшанка Волгограда неизвестные попытались разрушить дом цыганской семьи Гогановых. Цыганская община встала на защиту родственников и обратилась в полицию.
Еще в 2008 году заместитель председателя Краснодарской городской цыганской национально-культурной автономии Тимур Халилов назвал главной проблемой цыган незнание ими тех прав и свобод, которыми они обладают как равноправные граждане РФ, чем могут пользоваться определенные лица, в частности, правоохранительные органы.