Форум гражданского общества Азербайджана призвал власти устранить препятствия для работы НПО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Азербайджана должны отменить поправки в законодательство об НПО, упростить для них регистрацию, снять ограничения на работу иностранных спонсоров, заявили участники форума гражданского общества в Баку.
Инициатором проведения форума «Современное состояние гражданского общества: Что сделать для перемен?» стал Комитет защиты гражданского общества (КЗГО) Азербайджана. В мероприятии, прошедшем в бакинском Международном пресс-центре приняли участие представители около 40 НПО, СМИ, сотрудников администрации президента, а также посольств. Представители министерств финансов и юстиции, несмотря на приглашение, на встречу не явились.
КЗГО был создан более чем 50 неправительственными организациями, но на сегодняшний день в его работе, в связи уголовным преследованием многих НПО и арестами руководителей некоторых из них, участвуют около 20 активистов.
Деятельность третьего сектора в Азербайджане фактически парализована
В последние два с половиной года деятельность третьего сектора оказалась парализованной, в связи с уголовным преследованием ведущих НПО, приостановлением регистрации грантов, замораживанием банковских счетов некоммерческих структур и запретами на выезд из страны активистов, заявил член КЗГО и общественной организации «Платформа гражданского общества», юрист Алескер Мамедли.
«В последние годы в Азербайджане в законодательство об НПО были внесены 26 поправок. Большинство из них противоречили положениям Европейской конвенции прав человека и Конституции Азербайджана. В рамках этого законодательства деятельность НПО практически стала невозможна», – считает Мамедли.
По его словам, «фактически, незарегистрированные НПО лишились возможности выполнять проекты, в то же время, Минюст фактически прекратил регистрацию НПО и грантов», а «банки ужесточили требования для открытия счетов НПО».
«Чтобы вновь возродить работу НПО либо должны быть приняты новые законы, либо законодательно должно быть возвращено на уровень 2009 года», – сказал Мамедли.
Он указал на необоснованно сложный процесс регистрации НПО.
«В то время как коммерческое юридическое лицо регистрируется по принципу «одного окна» в течение дня в Минналогов, обращение НПО о регистрации Минюст рассматривает 100 дней. Очень часто неугодному НПО необоснованно отказывают в регистрации. Суды же занимают сторону Минюста», – продолжил Мамедли.
В последние два года вовсе ни один грант не был зарегистрирован, добавил он.
«Если еще какие-то НПО действуют, то благодаря личной самоотверженности их руководителей», заявила глава Женского общества «За рациональное развитие» Шахла Исмаил.
«Мы являемся неправительственными организациями, а не антиправительственными организациями, как нас хотят представить некоторые во власти. Пока этот подход не будет изменен, работать НПО будет сложно. В регионах особенно трудно работать, осуществлять проекты. Для каждого мероприятия надо получать отдельное устное разрешение», – сказала Исмаил.
Абдуллаева: необходимо освобождение всех политзаключенных
В марте была освобождена только часть политзаключенных, заявила сопредседатель Хельсинской гражданской ассамблеи Арзу Абдуллаева.
«Необходимо освобождение всех политзаключенных. Надо прекратить аресты по политическим мотивам. Азербайджан должен стать страной без политзаключенных», – отметила Абдуллаева.
Сотрудница общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Гюльсель Сафарова заявила об отсутствии политзаключенных в Азербайджане.
«В Азербайджане никого не арестовывают по политическим мотивам. Конкретных лиц привлекают к уголовной ответственности по решению суда за совершенные преступления. Принадлежность к какой-либо организации не освобождает никого от ответственности перед законом», – сказала Сафарова.
Ее выступление вызвало резкое возражения бывших политзаключенных – Гилала Мамедова и Аваза Зейналова.
«Сегодня не изменилась позиция правительства в вопросе политзаключенных. Меня арестовали по политическим мотивам, потом освободили и ждут, чтобы я расхваливал власть. Лично я, будучи редактором газеты «Хурал», был арестован за критические публикации. Мы не хотим быть помилованными, мы должны развернуть движение для полного оправдания», – сказал главный редактор газеты «Хурал» Аваз Зейналов.
Гилал Мамедов также заявил об его аресте по сфабрикованному обвинению. «Меня, ученого и педагога арестовали по обвинению в связи с наркотиками. Хотя до ареста я даже не имел представления о цвете и запахе наркотиков», – сказал Мамедов, возглавлявший до ареста газету «Толыши садо» («Голос талыша»).
По его словам, «в тюрьмах большое количество людей арестованных за наркотики, но многие из них также арестованы по сфабрикованным обвинениям». «Если следовать критериям Совета Европы о политзаключенных, и в частности задержания в нарушение одной или нескольких статей Европейской конвенции прав человека, то в стране не сотни, а тысячи политзаключенных», – сказал Мамедов.
Алиев: СМИ в Азербайджане перестали быть коммерческими проектами
СМИ в Азербайджане перестали быть коммерческими учреждениями, а превратились в пропагандистские рупоры власти, заявил директор информационного агентства Turan Мехман Алиев. Причинами этого он назвал лишение медиа основ экономической независимости, сдерживание рекламодателей от сотрудничества со свободными медиа, «выдавливание» инфраструктуры по распространению оппозиционной печати.
Алиев также напомнил, что вместо того, чтобы принять закон, отменяющий уголовное наказание за диффамацию, в 2013 году в УК были внесены поправки, по которым уголовная ответственность за клевету и оскорбление были также распространены на блогосферу.
Процесс решения проблем, беспокоящих гражданское общество, начат, заявил глава Комиссии права и мониторинга Совета господдержки НПО при президенте Азербайджана Алимамед Нуриев.
По его словам, «сняты аресты с банковских счетов 8 НПО, входящих в местную коалицию по международной Инициативе прозрачности в добывающей отрасли (ИПДО), отменен запрет на выезд из страны ряду гражданских активистов, решаются и другие вопросы».
По его словам, в ближайшее время общественности будет представлен Национальный план действий правительства в области гражданского сектора.
Как член комиссии по вопросам помилования Нуриев также заверил о продолжении в ближайшее время освобождения заключенных, которых правозащитники называют политическими.
Изменения должны быть более масштабными
Гражданское общество приветствует некоторые положительные сдвиги в отношении НПО – освобождение ряда правозащитников из тюрем, размораживание банковских счетов, отмену запретов на выезд из страны активистов, подвел итоги обсуждения модератор форума, глава Центра экономических исследований и член коалиции по ИПДО Губад Ибадоглу.
«Однако мы ждем широкомасштабных решений, направленных на устранение всех препятствий для свободной деятельности НПО и СМИ», – подчеркнул Ибадоглу.
По итогам форума была принята резолюция, которая призывает пересмотреть законодательство и снять ограничения на деятельности НПО и международных доноров, а также принять Национальный план действий по содействию развитию гражданского общества.
Авторы документа призывают создать условия для «реализации прав человека в полной мере», включая прекращение давление на гражданских активистов, политических функционеров, устранению ограничений свободы передвижения и собраний.
Кроме того, в резолюции содержится призыв обеспечить устойчивое развитие свободы слова и независимости СМИ, устранить все законодательные ограничения на свободу прессы, принять закон о диффамации, освободить 8 осужденных журналистов и блогеров, прекратить уголовное преследование журналистов, создать условия для развития основ экономической независимости СМИ и др.
Резолюция призывает также освободить в кратчайшие сроки всех политзаключенных.
Ибадоглу: есть позитивные изменения в ситуации с НПО
«После нескольких лет давления правительства на НПО сейчас наметились позитивные изменения, и, в частности, можно отметить разблокирование банковских счетов ряда НПО, снятие запрета на выезд за границу представителям гражданского сектора», – прокомментировал корреспонденту «Кавказского узла» итоги форума Ибадоглу.
По его словам, «это происходит в условиях повышенного давления международного сообщества, в поддержке которого нуждается сегодня правительство Азербайджана, столкнувшееся с экономическим кризисом в связи с низкими ценами на нефть».
Правительство Азербайджана потеряло позиции в двух международных структурах, – добавил модератор форума. – Это Инициатива прозрачности в добывающей отрасли (ИПДО) и Партнерство «Открытое правительство».
«В ИПДО в апреле прошлого года статус страны был снижен от членства до уровня кандидата, «Открытое правительство» рекомендовало также понизить статус до уровня кандидата. Всё это грозит стране исключением из этих инициатив», – сказал Ибадоглу.
По его мнению, «в таком случае, правительство столкнется с еще большими проблемами получения международной финансовой поддержки и привлечении инвестиций». «В мае и июне пройдут заседания руководящих органов обеих инициатив, которые должны будут обсудить вопросы дальнейших отношений с правительством Азербайджана», – сказал источник.
Главными претензиями к правительству, считает модератор форума, будут вопросы давления на НПО, СМИ, восстановления участия гражданского общества в контроле над деятельностью правительства.
«В обеих структурах ждут ответа на вопросы, почему до сих пор нет национального плана действий в области прозрачности, и почему к его подготовке не привлечены НПО. Поэтому мы на форуме предложили правительству снять ограничения на деятельность НПО. Восстановление работы общественных организаций в прежнем режиме окажет положительное влияние на решения международных структур», – сказал активист.
По его мнению, «в интересах правительства воспользоваться этим шансом, чтобы восстановить доверие международных организаций».
Ибадоглу считает, что «правительство неоднородно, и в нем есть как прогрессивно, так и консервативно мыслящие люди, и необходимо наладить диалог с конструктивной частью».