Замглавы USAID: в приграничных грузинских селах царит атмосфера страха и неопределенности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ситуацию в расположенных на границе с Южной Осетией грузинских селах назвал плачевной заместитель главы Агентства США по международному развитию Томас Мелиа. Власти Грузии фактически не решают многие социальные проблемы местных жителей, заявили "Кавказскому узлу" жители приграничных сел.
Как сообщал "Кавказский узел", российские пограничники в Южной Осетии ведут работы по обустройству границы с Грузией и установке на границе инженерных заграждений. Грузинская сторона заявила, что российские пограничники углубили границу на 300 метров. По утверждению местных жителей, колючая проволока, которую прокладывают пограничники, проходит прямо по территории населенных пунктов.
"Мелиа призвал помочь жителям приграничных сел"
В селах Грузии, расположенных на границе с Южной Осетией, Томас Мелиа побывал 13 апреля. Заместитель главы USAID в ходе своей поездки на границу встретился с главами сел Эргнети, Дици, Мерети, Плави, Арцеви и Ардзви.
Затем Томас Мелиа прибыл в Гори и пообщался с местными журналистами, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" присутствовавший на встрече редактор сайта Qartli.ge (русская версия - Qartli.ge/ru) Саба Зизикашвили.
По его словам, заместитель главы Агентства США по международному развитию "охарактеризовал ситуацию в приграничных селах как плачевную". "Он рассказал, что из-за прокладки колючей проволоки у жителей приграничных сел были разделены земельные участки. Но это не главное - были разделены семьи, родственники, знакомые", - сказал Зизикашвили.
"В приграничных селах слабо развиты коммуникации, поэтому люди, по словам Томаса Мелиа, общаются друг с другом при помощи баннеров - пишут сообщение и вывешивают его на видном месте. А потом смотрят, не появится ли ответ", - добавил он.
Томас Мелиа также обратил внимание на "атмосферу страха, которая царит в селах около разделительной линии", рассказал Саба Зизикашвили. "Люди не знают, когда и кого из них задержат российские или югоосетинские солдаты. Жители сел также не знают, что их ждет после задержания", - процитировал Томаса Мелиа Саба Зизикашвили.
По словам журналиста, в Гори Томас Мелиа также встретился с представителями частной сельскохозяйственной компании "Агрокартли", проекты которой финансирует USAID.
"Мелиа призвал руководство этой компании реализовывать проекты в тех селах, которые расположены ближе к разделительной линии. Он попросил представителей компании предоставлять жителям пестициды и удобрения, помогать в обработке земель", - сказал Зизикашвили.
Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией после вооруженного конфликта в августе 2008 года. Грузинская сторона считает, что Россия оккупировала территорию Абхазии и Южной Осетии. Россия признала независимость этих государств. Подробная информация о "Пятидневной войне" 2008 года размещена в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
"В Южной Осетии условия для пенсионеров лучше, чем в Грузии"
Жители деревни Кошка Горийского района накануне визита Томаса Мелиа пожаловались корреспонденту "Кавказского узла" на низкие пенсии - 160 лари (около 70 долларов США). При этом один кубометр газа, по их словам, стоит 55 тетри (около 20 центов США).
Как заметили жители села, они довольны проведением газопровода в их населенный пункт. Газ в дома жителей села начал поступать с середине января текущего года. Однако многие жители села не в состоянии его оплачивать.
Один из жителей села, пенсионер, в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отметил, что ему пришел счет в 240 лари (около 105 долларов США) за газ за период с февраля по апрель. Пенсионер посетовал, что из его пенсии очень сложно оплатить такой счет, а также заметил, что для отопления своего дома газ он не использовал.
Вопрос о компенсации части затрат на газ подняли в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" жители и других приграничных сел, например, Двани (регион Карели).
Другой пенсионер из села Кошка рассказал "Кавказскому узлу", что он хочет уехать в Южную Осетию. По его словам, в Южной Осетии "лучше условия для пенсионеров".
Как заметил пенсионер, он не смог оформить социальное пособие в размере 60 лари (26 долларов) ни на себя, ни на свою жену, поскольку министерство здравоохранения, труда и социальных дел Грузии отказывает ему на основании наличия у него в собственности коровы и дома.
Иосиф Еликашвили получает пенсию в размере 160 лари (около 70 долларов) и тоже не получает социальную помощь. Житель приграничного села отметил, что его жене постоянно требуются лекарства от гипертонии.
"За лекарствами нужно ездить в Гори. И это дорого слишком, как и цены на лекарства", - сказал "Кавказскому узлу" житель села.
Норвежский правозащитник: жителям приграничных сел нужна помощь
Другая жительница приграничного села в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отметила, что "в их селе приостановлена реализация проекта по снабжению водой из реки Лиахве".
Она указала, что правительство "обязано завершить проведение воды в их селе". Особенно с учетом того, что многие жители лишились собственности - большая часть садов находится после конфликта в Южной Осетии.
Корреспондент "Кавказского узла" обратил внимание на ирригационные сооружения, проведенные в село Кошка, судя по информационному стенду, за счет проекта USAID, а не правительства Грузии.
Корреспонденту "Кавказского узла" неизвестно, удалось ли Томасу Мелиа услышать пожелания жителей села Кошка о завершении ирригационного проекта USAID. Надпись на стенде содержит информацию о завершении работ в июне 2015 года. Жители села не смогли поделиться информацией о том, будет ли завершена ирригация.
Советник Норвежского Хельсинкского комитета Оге Боркгревинк (Aage Borchgrevink) посетил приграничные деревни в 2008 и 2009 годах, а также побывал в тех же деревнях в апреле 2016 года.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Оге Боркгревинк заметил, что он "был шокирован безысходностью ситуации в селах". Некоторые жители, по его словам, потеряли свою собственность и до сих пор не получили компенсации.
Многие жители приграничных сел решили из них уехать, но тем, кто не смог этого сделать, необходимо оказать помощь, подчеркнул Оге Боркгревинк.