Законопроект об общественном телевидении не внесет особой ясности

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Как утверждает "Туран" со ссылкой на информированные источники, 3 октября текущего года в Милли меджлисе рабочая группа по подготовке законопроекта "Об общественном теле- и радиовещании" обсудила с экспертами Совета Европы последний вариант документа, подготовленного ко второму чтению. В обсуждениях приняли участие три эксперта СЕ, как стало известно "Туран" от источника в рабочей группе.

По словам турановского источника, после двухчасовых обсуждений согласован конечный вариант законопроекта. Кроме этого, по утверждению того же информагентства, осведомленного источниками в ММ, законопроект будет обсужден 7 октября в постоянной комиссии ММ.

От вышеизложенного турановского материала невольно создается впечатление, что евроэксперты достигли с ностальгирующими по советско-деспотичному праворегулированию телеэфира азербайджанскими чиновниками некоего консенсуса. Между тем дела обстоят не так просто.

У "Зеркала" также была возможность разведать некоторые детали этого законотворческого процесса, ставшего, с легкой руки чиновников, детективным закулисьем. Наш источник сообщил, что хоть миссионеры европейской теледемократии и не выступали открыто против законопроекта, во время обсуждений рабочей группы задавали представителям властей колкие вопросы, из тональности коих сквозило откровенным недовольством. И даже случился казус - один из европейских экспертов спросил у депутата от правящей партии (из этических соображений мы не называем его имени) о том, когда, по мнению азербайджанских властей, произойдет столь вожделенное создание на базе "худиевского телехозяйства" полноценного общественного телевидения, знаковый ЙАПовец ответил: "Я думаю, в январе". И когда евроэксперты пояснили уважаемому меджлисмену, что это невозможно физически, последовала инстинктивная реакция депутата в виде растерянного произнесения фразы, от которой зал одолел хохот: "Я имел в виду, что в январе мы приступим к созданию общественного телевидения". Но не будем чрезмерно увлекаться обывательски-интригующими подробностями, переданными "надежными источниками", а посмотрим, что говорит по существу проблемы член рабочей группы, сотрудник "Интерньюса" Зейнал Мамедли, любезно согласившийся дать "Зеркалу" эксклюзивное интервью.

- Должен сказать, что члены рабочей группы не были знакомы с мнением Совета Европы по поводу искомого законопроекта. Однако в процессе рабочей постатейной дискуссии стали выявляться основные контуры несогласия европейцев с теми или иными положениями закона. По сути дела, депутат Ризван Джабиев не то, что бы ознакомил нас с экспертным мнением представителей СЕ, а просто попунктно постарался ответить на замечания СЕ по законопроекту. Следует оговориться, что предметом обсуждения были вопросы несущественного несистемообразующего характера, которые запечатлены в искомом документе. Разговор шел непосредственно вокруг самого законопроекта, а такие основополагающие вопросы, как управление общественным телевидением или создание общественного совета по вещанию оказались за бортом полемики. Или другой ключевой вопрос - будет упразднено или нет государственное телевидение, в силу того, что не прописан в обсуждаемом законопроекте, также не подвергся дебатам. Как утверждается некоторым! и, эксперты ЕС побывали в аппарате президента, где европейцев заверили в том, что глава государства, учреждая общественное телевидение, своим указом упразднит гостелевидение.

- А что лично вы думаете о законопроекте?

- Пока рановато давать однозначно негативную оценку. Но ясно одно - предложенный законопроект не вносит особой ясности в вопрос того, как будет создаваться и управляться общественное телевидение. К примеру, не прояснены механизм и процедура формирования состава Общественного совета по телевещанию. Представители властей утверждают, что эти вопросы будут отрегламентированы президентским указом, в то время как, на мой взгляд, целесообразнее было бы прописать процедуру формирования совета в самом законе.

- А многие ли из членов рабочей группы солидарны с вами?

- В рабочую группу входит весьма много людей. Но, признаться, нас, критически настроенных, гораздо меньше. Мы в явном меньшинстве.

Опубликовано 5 октября 2002 года

источник: Газета "Зеркало" (Азербайджан)