Азербайджанские эксперты: необходимо усиление роли посредников в разрешении карабахского конфликта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Роль посредников в урегулировании карабахского конфликта должна быть усилена в рамках работы Минской группы ОБСЕ, заявили опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские эксперты. Однако они считают, что формат работы этой переговорной площадки нуждается в изменениях.
Как информировал "Кавказский узел", ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась в ночь на 2 апреля, когда начались бои с применением танков, авиации и артиллерии. Днем 5 апреля стороны заявили о перемирии, но продолжили обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня. В распространенном 5 апреля заявлении Минской группы ОБСЕ, говорится, что сторонам конфликта необходимо немедленно прекратить применение силы и вернуться к переговорам.
Процесс урегулирования карабахского конфликта проходит на основе так называемых "мадридских принципов", которые были выдвинуты Минской группой (МГ) ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновлены в 2009 году. Странами-сопредседателями МГ ОБСЕ являются Россия, США и Франция. Азербайджан принимает "мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, допуская его самую широкую автономию. Армения также признает основы "мадридских принципов", но с противоположным условием. Нагорный Карабах участия в переговорах не принимает.
Гаджиев: формат работы Минской группы ОБСЕ себя исчерпал
Деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ носит формальный характер, считает редактор информационного агентства Turan Шахин Гаджиев.
"Все эти годы их работа сводилась к тому, чтобы не допустить возобновления военных действий, и активно свою реакцию они выражали только во время обострения ситуации на линии соприкосновения войск", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, последняя эскалация на линии соприкосновения показала, что "подобный формат исчерпал себя и избежать войны можно только в том, случае если будет достигнутое политическое соглашение об урегулировании конфликта".
Ранее опрошенные "Кавказским узлом" армянские эксперты заявили, что Минской группе ОБСЕ нужно начать проводить расследования инцидентов на линии соприкосновения и внедрить новые механизмы мониторинга.
По мнению Гаджиева, базой для урегулирования конфликта могут стать "мадридские принципы", предложенные в 2007 году странами-сопредседателями МГ ОБСЕ. "Основная идея "мадридских принципов" заключается в возвращении на первом этапе пяти из семи районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха, разблокировании коммуникаций, возвращение беженцев, обеспечение мер безопасности населения региона, обеспечение транспортного коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, предоставление последнему временного статуса. Обе стороны с отдельными оговорками, в общем-то, соглашаются с этими принципами", - отметил Гаджиев.
Главным камнем преткновения, как полагает он, является вопрос об окончательном статусе Нагорного Карабаха, который должен определяться на основе референдума.
"Армянская сторона предлагает уже сейчас определить срок референдума и провести его как можно скорее. Азербайджан считает такую постановку вопроса противоречащей своей Конституции, которая не предполагает отчуждения части территории страны. Результаты референдума можно считать предрешенными, поскольку если даже азербайджанцы смогут вернуться для постоянного проживания на территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, они составят меньшинство", - рассказал Гаджиев.
Он отметил, что Азербайджан готов предложить Нагорному Карабаху "самый высокий статус автономии по моделям, которые есть в Европе", оставив за собой только решение вопросов внешней политики и обороны. "Поскольку на данном этапе стороны не могут прийти к согласию относительно решения вопроса об окончательном статусе Нагорного Карабаха, этот вопрос может быть отложен на неопределенное время, в течение которого у региона будет временный статус", - сказал Гаджиев.
На его взгляд, последняя эскалация на фронте показала, что дальнейшее бездействие в мирном процессе грозит воспламенением новой гораздо более масштабной разрушительной войны.
"Никакие меры "взаимного доверия" не будут гарантировать сохранение прекращения огня... Азербайджан не пойдет на какие-либо меры взаимного доверия, связывающие его руки. Ведь новые обязательства о неприменении силы придадут армянской стороне только уверенности, и она будет дальше демонстрировать неуступчивость", - сказал Гаджиев.
Что касается визита в Армению и Азербайджан премьер-министра России Дмитрия Медведева, то, по мнению Гаджиева, ожидать восстановления его посреднической миссии, как это было в 2008-2011 годах, не стоит.
"Тогда Медведев был президентом, и ситуация была иная. Сейчас он - глава правительства РФ и в его задачи не входит выполнение внешнеполитических задач. Да, Медведев по горячим следам может осуществить какую-то конкретную коммуникацию между сторонами в нынешней ситуации. Если будет речь идти об активном посредничестве России, то этот процесс будут вести глава МИД Лавров и на каком-то уже финальном этапе сам Владимир Путин", - отметил Гаджиев.
Вместе с тем, добавил он, жесткая линия армянского руководства в отношении карабахского конфликта не позволила этой стране за долгие годы добиться решения конфликта на своих условиях, а сама республика оказалась в тяжелом положении с экономической, политической и военной точек зрения. "Азербайджан сегодня по этим параметрам значительно превосходит Армению", - сказал Гаджиев.
Гасанов: роль Минской группы ОБСЕ после эскалации конфликта возрастет
Роль Минской группы ОБСЕ как площадки для урегулирования ситуации после эскалации конфликта в регионе возрастет, считает глава Азербайджанского общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов.
Последние события на фронте обуславливают необходимость наращивания дипломатических усилий по мирному урегулированию конфликта, чтобы не допустить большой войны, сказал он "Кавказскому узлу".
Минская группа ОБСЕ, по его словам, является наиболее оптимальным форматом для посредничества, поскольку в ней представлены все ведущие международные игроки – Россия, США и Евросоюз в лице Франции.
"России важно действовать в рамках Минской группы ОБСЕ. Она - союзник Армении, в то же время она хочет сохранить хорошие отношения с Азербайджаном, чтоб не упустить его вслед за Украиной, Грузией, Молдовой. Объективно Россия, согласно международному праву, должна поддерживать требования Азербайджана об освобождении оккупированных территорий. Поэтому России важно делать это как выражение общей согласованной линии международного сообщества, дабы не выглядеть в глазах армян так, как будто она предала их интересы", - сказал Гасанов.
По его мнению, созрела ситуация для изменения статус-кво конфликта, возвращения части территорий Азербайджана с тем, чтобы разрядить ситуацию в регионе, создать условия по постепенному налаживанию регионального сотрудничества.
Результатом нынешней эскалации стало принятие нового соглашения о перемирии в Москве между начальниками генштабов Вооруженных сил Азербайджана и Армении 5 апреля. Это соглашение станет основой для соблюдения режима прекращения огня, и оно фиксирует новую линию, констатирующую небольшое продвижение Азербайджана, сказал Гасанов.
Ализаде: Москва не заинтересована в полном урегулировании карабахского конфликта
Россия активно использует ситуацию для продвижения собственных интересов, считает бывший заместитель министра национальной безопасности Азербайджана, политолог Сульхаддин Акпер.
"Россия приступила к решающей фазе по укреплению своих позиций на Южном Кавказе. Ради этого она может пойти на освобождение ряда оккупированных районов Азербайджана с последующим размещением там миротворцев. Однако это противоречит решениям Будапештского саммита ОБСЕ, согласно которым число миротворцев одной страны не может превышать 30 процентов об общей численности контингента. Это может вызвать трения в Минской группе ОБСЕ и негативно повлиять в целом на этот процесс", - сказал Акпер "Кавказскому узлу".
Минская группа ОБСЕ уже выполнила свою миссию, полагает политолог Зардушт Ализаде.
"Как международная структура Минская группа ОБСЕ ставила перед собой задачу достичь режима прекращения огня и подготовить мирное соглашение. Режим прекращения огня был подписан еще в 1994 году. Были разработаны несколько вариантов урегулирования конфликта, но Армения и Азербайджан не приняли их. Большего от нее не стоило ожидать. В последние годы работа Минской группы сводилась к предотвращению новой войны. Но последние события показали, что выполнить и эту задачу становится все труднее", - сказал Ализаде "Кавказскому узлу".
По его словам, посредническую инициативу на себя берет Россия. Однако он выразил сомнения в том, что Москва полностью решит проблему.
"Возможно, Россия будет способствовать освобождению пяти из семи оккупированных районов, и разместит в регионе миротворцев. Однако вряд ли Москва будет идти на всеобъемлющее урегулирование, поскольку недозавершенность конфликта будет позволять ей держать на крючке как Армению, так и Азербайджан", - полагает Ализаде.
"Кавказский узел" следит за событиями в зоне конфликта и ведет хронику "Обострение конфликта в Карабахе. Апрель 2016: хроника". На специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война" "Кавказский узел" публикует новости о ситуации в зоне карабахского конфликта. В разделе "Справочник" на "Кавказском узлу" размещены справки "Армия обороны Нагорного Карабаха” и "Общие сведения о Нагорном Карабахе".