Жалоба на пытки Инала Берова направлена в ЕСПЧ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
«Правовая Инициатива» направила в Европейский суд по правам человека жалобу жителя Кабардино-Балкарии Инала Берова на пытки во время задержания сотрудниками правоохранительных органов в марте 2012 года. По словам отца Инала Берова, хотя со времени тех событий прошло четыре года, однако состояние здоровья его сына оставляет желать много лучшего.
"Кавказский узел" сообщал, что отец Инала Берова – Мурадин Беров 12 марта 2012 года заявил о том, что сотрудники правоохранительных органов 6 марта задержали, а затем избили и пытали его 29-летнего сына Инала, добиваясь признательных показаний в совершении преступления, к которому он не имеет никакого отношения. Не добившись признания, его отпустили. 12 апреля 2012 года стало известно, что по факту избиения Инала Берова республиканское следственное управление СК РФ по КБР возбудило уголовное дело по пункту "а" статьи 286 (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан) УК РФ. Сам Инал Беров официально был признан потерпевшим.
Жалоба в ЕСПЧ направлена 24 марта, сообщили 29 марта корреспонденту "Кавказского узла" в "Правовой инициативе".
В жалобе, копия которой имеется в распоряжении "Кавказского узла", говорится, что сотрудники правоохранительных органов, которые задержали Инала Берова, требовали, чтобы он признался в совершении разбоя.
«После задержания Берова положили на пол, обмотали лоб липкой лентой и стали наносить удары ногами и руками по всему телу, затем привязали к большим пальцам рук провода от электрической сети и примерно 10 минут периодически подключали к сети. Беров кричал от боли, тогда ему заткнули рот куском бумаги. После избиения его оставили сидеть привязанным на стуле с 23 часов вечера до 12 часов утра следующего дня», – говорится в жалобе.
В документе указывается, что в избиении принимали участие восемь человек.
"Несмотря на то, что на глаза задержанному надвинули шапку, когда Берова избивали, то шапка сползла, и он увидел людей, пытавших его. Во время следствия ему удалось опознать двоих человек",- говорится в жалобе.
Авторы заявления отмечают, что следствие отказалось возбудить уголовное дело в отношении конкретных сотрудников, которых опознал Беров, а производство по уголовному делу в отношении неустановленных сотрудников правоохранительных органов было приостановлено "в связи с невозможностью установить подозреваемых".
«После такого «общения» с сотрудниками правоохранительных органов у моего сына зафиксировали перелом двух позвонков, черепно-мозговую травму, отек мозга многочисленные кровоподтеки по всему телу», – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" отец заявителя Мухадин Беров.
Мухадин Беров сказал, что хотя сына жестоко пытали, выбивая «признательные показания» в разбое, он не подписал протокол и его освободили. «В тот же день его госпитализировали», – говорит отец.
По словам Мухадина Берова, его сын – человек терпеливый и, даже когда он от боли терял сознание, не говорил, что ему плохо. «Не помню, чтобы он когда-то пожаловался на самочувствие, хотя я вижу, что здоровым его назвать трудно. У него проблема с позвоночником – раздроблены два позвонка, он не может долго сидеть, ходить. Ему нельзя поднимать тяжести», – говорит Мухадин Беров.
Но больше, чем спина и боли в позвоночнике отца волнует психическое состояние его сына.
«Над ним сильно поиздевались..., били по голове, когда Инала отпустили, то его сразу госпитализировали – парень на ногах еле держался. Отек мозга, все тело в гематомах. Но ему нанесли тяжелейшую психическую травму. Его пытали, избивали, а он отказывался написать признательные показания. И тогда ему стали угрожать, говорили, что они сделают с его матерью, родными, самые грязные слова говорили. Ему это тяжело было слышать, он очень боялся за своих родных», – вспоминает Мухадин Беров.
По его словам, даже когда его сын находился в больнице, родственники этих сотрудников приходили с угрозами и к нему в больницу, и к ним домой, чтобы те не подавали в суд на тех, кто пытал их сына. «Долго это продолжалось, такой пресс со стороны силовиков. Сейчас, правда, такого уже нет», – говорит он.
Мухадин говорит, что его сын до сих пор находится в напряженном состоянии, он замкнут, иной раз раздражается по пустякам, срывается.
По сведениям Мухадина Берова, никто из тех, кто пытал его сына, не понес наказания, более того, некоторые из них получили повышение по службе. «А что тут удивляться? У многих из них есть родственники в высших кругах силовых ведомств, рука руку моет», – считает он.
Он также сказал, что когда сына забрали, то большую поддержку и помощь их семья получила от соседей по дому «Более 40 заявлений о беспределе по отношению к Иналу написано было соседями, Все это было отправлено в прокуратуру заказным письмом», – вспоминает Беров-старший.
Адвокат проекта «Правовая Инициатива» Ольга Гнездилова заявила, что от дальнейших провокаций Инала Берова спасло то, что он сразу же обратился с жалобой на жестокое обращение, зафиксировал телесные повреждения, по делу работали сильные адвокаты.
«Сейчас мы просим Европейский суд по правам человека признать нарушение прав заявителя на защиту от пыток и эффективное расследование... Мы уверены, что Беров найдет защиту в международной инстанции, поскольку здесь нет противоречий, и российское законодательство также запрещает пытки», – говорит Ольга Гнездилова.
Напомним, что 20 апреля 2012 года Инала Берова вызвали на допрос по другому делу и задержали на трое суток. 22 апреля 2012 года Беров был освобожден из-под стражи. Против него дал показания находившийся в СИЗО житель Нальчика. Позже тот, как сообщили правозащитники, признался, что оговорил Инала Берова, и уголовное преследование было прекращено. По мнению Мухадина Берова, все происходящее явилось следствием того, что он предал гласности факт избиения сына силовиками.