Эксперты заявили об ухудшении перспектив "Газпрома" на Южном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Тбилиси состоялись гражданские слушания на тему «"Газпром" как рычаг давления Москвы на страны Южного Кавказа». «Газпром» по-прежнему остается рычагом влияния на энергозависимые страны, отметил грузинский политолог Торнике Шарашенидзе. Россия имеет влияние на Южный Кавказ и ее действия не способствуют стабилизации ситуации в регионе, прокомментировал армянский эксперт Рубен Меграбян.
Мероприятие прошло 26 марта. На слушаниях присутствовало около 30 человек, передает корреспондент "Кавказского узла".
С докладами выступили три референта: от Азербайджана – политолог Ильхам Сафаров, от Армении – эксперт Армянского Центра политических и международных исследований, ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян, от Грузии – руководитель программы международных отношений, школы права и политики Института общественных дел Грузии (GIPA) политолог Торнике Шарашенидзе.
Шарашенидзе: «Газпром» имеет рычаги давления на энергозависимые страны
Руководитель программы международных отношений, школы права и политики Института общественных дел Грузии (GIPA) политолог Торнике Шарашенидзе начал свой доклад, сравнивая политику СССР и политику современной России.
По его словам, «Газпром» используется в качестве рычага давления на страны бывшего СНГ, в числе которых – Армения.
«Пример Армении очень красноречив. Это пример того, что ожидает страну, у которой нет альтернативы, кроме России и которая не обладает ресурсами эффективно противиться давлению со стороны», – заявил Шарашенидзе.
Эксперт напомнил, что в такое же положение была поставлена и Грузия.
«В начале 2006 года на территории Северного Кавказа был взорван газовый трубопровод, снабжающий Грузию из России и, по непонятным причинам, на его ремонт ушли недели, в то время когда в Грузии стояли морозы. Если это было демонстрацией силы, то, наверное, не очень дальновидном шагом, так как после этого был запущен трубопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум и Грузия стала получать газ из Азербайджана», – рассказал Шарашенидзе.
По словам Шарашенидзе, последние переговоры грузинских властей с Газпромом стали причиной серьезного скандала в стране. «Можно сказать, что эти переговоры стали проблематичными в первую очередь из-за того, что велись тайно, в очень непрозрачной и нездоровой обстановке, и это вызвало множество вопросов», – отметил эксперт.
"Кавказский узел" писал, что переговоры между властями Грузии и "Газпромом" продолжались несколько месяцев. Тбилиси предлагал увеличить долю российского газа в общем объеме импорта с 12 до 20%. При этом отмечалось, что главным поставщиком газа остается Азербайджан. 4 марта представители Грузии сообщили, что не согласны на предложение "Газпрома" о денежной компенсации за транзит в Армению. Однако 5 марта власти Грузии заявили о переоформлении договора с "Газпромом", согласно которому страна продолжит получать 10% от общего объема поставок российского газа в Армению.
Вторым направлением, в котором компания, по словам Шарашенидзе, используется похожим образом, – энергонезависимые страны Центральной Азии, у которых есть собственные энергоресурсы, но нет возможности выйти на мировые рынки.
«Они вынуждены экспортировать свой газ через Россию, которая осуществляет это на своих условиях. Единственная страна, которой удалось полноценно избавиться от российской транзитной зависимости – Азербайджан, который благодаря газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум вышел на Турцию и уже после последующих проектов должен выйти на собственно европейский рынок. И наконец, третье направление – это Европа. Там даже при наличии полной монополии на поставки газа отсутствует возможность сильно влиять на местные элиты. Но зато есть возможность втянуть хотя бы часть местных элит в сомнительные сделки, что потом позволяет ими манипулировать или использовать их хотя бы в качестве лоббистов», – рассказал эксперт.
Меграбян: действия России не направлены на стабилизацию ситуации на Южном Кавказе
Российское влияние в регионе Южного Кавказа после распада Советского союза не только сохранилось, но и стало намного более агрессивным, и в нем энергетический компонент играет крайне важную роль, рассказал ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян.
По его словам, после соглашения по ядерной программе Ирана для Армении открылись реальные политические и экономические возможности для диверсификации энергетической системы.
«На данный момент Армения на основе кабальных, по сути, договоров с Россией и российскими государственными компаниями должна согласовывать с российской стороной все возможные шаги по диверсификации своей энергетики», – сказал Меграбян.
По его мнению, стратегия России состоит не в том, чтобы реально способствовать стабилизации ситуации в соседних странах, а в продолжении управляемой нестабильности и монопольном управлении этой нестабильностью.
И в этом энергетический рычаг, или «оружие», играет ключевую роль.
«Энергетический компонент в российской политике на Южном Кавказе продолжает оставаться отчасти эффективным в силу продолжающейся фрагментированности региона», – подытожил Меграбян.
Отметим, что мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy).
Сафаров: Южный Кавказ не представляет интереса для «Газпрома»
Южно-кавказский регион не представляет никакого интереса для «Газпрома», отметил Сафаров. Азербайджан и Грузия обеспечены газом, а в Армению поставляется чуть более 1,5 миллиарда кубометров ежегодно, добавил эксперт.
«То есть, если экономически для «Газпрома» рынок, кроме Армении потерян, то интерес может быть только в конкуренции на будущее. Но Россию волнует перспектива создания мощного газового коридора на Запад через территорию Грузии и Турции. В то же время реальностью становится проект TANAP (Южный газовый коридор), поддерживаемый ЕС. Европа готова инвестировать почти 6 млрд евро в строительство трубопроводов для закупок сырья из Азербайджана, Туркмении и Ирана», – рассказал Сафаров.
Также он добавил, что другим серьезным конкурентом «Газпрома» стал Иран, с которого были сняты западные санкции. Иран рассматривает направления поставок газа через Турцию в Европу, а также через Азербайджан по «Южному газовому коридору».
«Все это приведет через 5-7 лет в конечном результате к резкому сокращению зависимости Европы от газпромовского газа и во многом уменьшит его как политическое, так и экономическое влияние на Южном Кавказе», – отметил эксперт.
"Кавказский узел" писал, что межправительственное соглашение о реализации проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP) было подписано представителями Азербайджана и Турции 26 июня 2012 года. 20 ноября 2012 года это соглашение ратифицировали депутаты парламента Азербайджана.
Газопровод TANAP предназначен для транспортировки азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Его пропускная способность составит как минимум 16 млрд кубометров, 10 млрд из них будут поступать в Европу, 6 – в Турцию. Стоимость проекта оценивается в $10-11 млрд.