Виндстад продолжит расследовать гибель высланных из Норвегии чеченцев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Журналисты, пострадавшие в результате нападения на границе Чечни и Ингушетии, приняли участие в следственных действиях и отправились домой. На родину вернулся и норвежец Ойстан Виндстад. Он намерен, что вновь посетить Россию, чтобы выяснить, как погибли депортированные из Норвегии двое чеченцев.

Как писал «Кавказский узел», в результате нападения неизвестных в Ингушетии, недалеко от административной границы с Чечней, 9 марта были избиты восемь правозащитников и журналистов, а также водитель микроавтобуса Сводной мобильной группы (СМГ), которые направлялись в Грозный. Их автомобиль был сожжен. В результате инцидента в Сунженскую райбольницу были доставлены четыре человека, включая журналистов из Норвегии и Швеции. 11 марта трое из них, включая Ойстана Виндстада, были выписаны.

На "Кавказском узле" опубликована хроника нападения на микроавтобус Сводной мобильной группы правозащитников в Ингушетии.

Приняв участие в следственных действиях по делу о нападении, правозащитники и журналисты, отправились домой, сообщил руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

«Правозащитники и журналисты, приняв участие во всех следственных действиях, летят домой!», – написал Игорь Каляпин 13 марта в 22.03 мск на своей странице в Facebook.  

Также Каляпин сообщил, что Ойстан Виндстад «благополучно добрался до дома».

Виндстад прилетел в Осло 11 марта вечером. Еще в аэропорту он сделал заявление, что вернется в Чечню для продолжения своего расследования.

"Я вернусь в Чечню. Не сразу же. Но то, что вернусь туда, я знаю… Очень важно продолжать делать так, чтобы голос тех, кто живет в Чечне и кто хочет свободную и демократическую жизнь, был услышан”, – сказал Виндстад по прибытии в аэропорт, передает РИА "Новости" со ссылкой на новость на сайте норвежской телерадиокомпании NRK.

После нападения в Ингушетии, у журналиста выбиты несколько зубов, ушибы на лице, руках, синяки на теле и на левую ногу наложен гипс, сообщает NRK.

Ойстен работает в небольшой газете Ny tid (в переводе на русский — «Новое время»), которая выходит в Осло и публикует солидную аналитику, острую публицистику, расследования, а Ойстан Виндстад занимался темой мигрантов с Кавказа, пишет «Новая газета», приводя слова представителей редакции Ny tid, а также сотрудника норвежского офиса «Мемориала» Оге Боргревинка (правильная должность Оге Боргревинка (Борхгревинка), по данным «Кавказского узла», старший советник Норвежского Хельсинкского комитета – прим. «Кавказского узла»).

По словам Оге Боргревинка, в декабре 2015 года Ny tid опубликовала расследование Ойстена Виндстада о том, что случилось с двумя чеченцами, которые были депортированы из Норвегии в Россию. Публикация, которую прочла вся Норвегия, вышла под заголовком «Замучены и убиты».

Двое чеченцев, о которых писал Виндстад, по словам Оге Боргревинка, приехали в Норвегию в 2008 году, но им в предоставлении статуса беженца отказали. Норвежский Хельсинкский комитет и «Мемориал» пытались вступиться за мигрантов, настаивая, что пребывание в России для обоих опасно. Однако в конце 2011 года мужчины были вынуждены вернуться в Чечню.

Ранее источник из Норвегии, знакомый с убитыми чеченцами, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что приезд журналистов в Чечню был связан со сбором информации о похищении и, возможно, насильственной смерти в Чечне двух местных жителей, которые ранее, опасаясь за свою жизнь из-за преследований со стороны властей, пытались получить убежище в Норвегии. Имена убитых он не назвал, опасаясь за жизнь их родственников, продолжающих жить в Чечне. Дополнение "Кавказского узла" от 10.40 14.03.2016: Информация о проводимом Виндстадом расследовании в Чечне появилась на "Кавказском узле" еще до публикации этого РИА "Новости".

Как выяснил Виндстад, один из депортированных в мае 2013 года был задержан, а через месяц его тело со следами пыток было найдено в реке Аргун. Второй чеченец погиб в 2012 году при невыясненных обстоятельствах: официальной версией была автокатастрофа, но на теле были обнаружены следы пыток электрическим током.

«Ойстен поехал в Чечню в надежде продолжить свое расследование, – рассказал главный редактор Ny tid Трулс Ли. – Это его первый визит на Кавказ. Он рассчитывал на месте уточнить детали случившегося с этими двумя погибшими чеченцами».

Оге Боргревинк уверен, что поездка журналистов в Чечню воспринималась властями республики как прямой вызов. «Думаю, что организованная миссия журналистов воспринималась властями Чечни как прямой вызов. Поэтому и последовало нападение. И очевидно, что эти власти чувствуют свою безнаказанность», – подчеркнул Оге Боргревинк.

Несмотря на то, что нападение произошло в Ингушетии, его необходимо связывать с властями соседней Чечни, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин назвал это нападение демонстрацией вседозволенности и акцией устрашения. По его мнению, таким образом власти Чечни выдавливают правозащитников из региона.

Автор: